Век образования. 1945 год
Т. Е. Конникова
В 1945 году началась самая
значительная и яркая полоса в жизни талантливого
педагога, оставившего глубокий и своеобразный
след в истории отечественной педагогики Татьяны
Ефимовны Конниковой (1909- 1975). Она становится
директором 210 школы Ленинграда, ставшей позднее
известной по всей стране. Ее трудовой путь начался очень рано и был тесно связан с воспитанием. Уже в 16 лет она работала в детской библиотеке рассказчицей: рассказывала детям разных возрастов, о событиях окружающей жизни и о содержании детских книг. Затем во второй половине 20-ых – 30-е годы Конникова работает воспитательницей детского дома, учительницей начальных классов, заведующей городской школой пионерских вожатых, методистом и директором школы, заведующей РОНО. Перечисление этих разнообразных должностей важен не сам по себе. Дело в том, что все эти роли, накопленный жизненный опыт с одной стороны как бы составили грани личности и профессионального мастерства Татьяны Ефимовны, а с другой слились в ней в один целостный образ. В годы войны Конникова была командирована в Ярославскую, а затем в Кировскую область для работы, уполномоченной по эвакуированным детским учреждениям. Став 1 сентября 1945 года директором вновь открывшейся школы Татьяна Ефимовна развернулась во всю мощь своего необычного педагогического таланта. Дело в том, что в начале 30-ых годов ей посчастливилось быть аспиранткой самого Выготского. Она не только получила фундаментальную психологическую подготовку, но и научилась с позиции интересов детской личности строить образовательный процесс. В ее школе в 40-е – первую половину 50-ых годов самым действенным образом вопреки социально- политическим реалиям кипела жизнь ученического самоуправления, организовывались увлекательные игры. Все было подчинено главной для Татьяны Ефимовны цели – Формированию социальной активности школьников. Сейчас эта задача сильно дискредитирована, но в то время, да и позднее это играло очень важную роль. Неслучайно, что именно в школе Конниковой зародилось коммунарское движение. Здесь работали учителями вожатыми все его главные создатели. И без творческого воздействия, доброй поддержки Татьяны Ефимовны у них вряд ли что-нибудь получилось бы. Вообще самый психологический директор Т. Конникова как никто умела вдохнуть живое человеческое начало в любое официальное дело. Будь то пионерская работа или нравственное воспитание школьников. |