Век образования. 1946 год
И.А. Каиров
В мае 1946 года (после смерти В.П. Потемкина) Иван Андреевич Каиров (1893 - 1978) был избран президентом Академии педагогических наук РСФСР и оставался на этом посту в течение 20 лет. Его можно считать образцовым лидером академической науки в ее официальном варианте. Достаточно образованный и в меру интеллигентный, он рельефно выделялся на общем уровне сталинских выдвиженцев. Таким он и запомнился современникам. Каиров был одним из последних в поколении ученых-педагогов, которые успели получить высшее образование в дореволюционный период - и этого задела им хватило на всю оставшуюся жизнь, чтобы заметно превосходить, и интеллектуально, и культурно, тех, кто кончал советские вузы. Иван Андреевич вырос в семье чиновника государственного банка, закончил гимназию, обучался на отделении естественных наук физико-математического факультета Московского университета. Увлеченный юноша был захвачен идеей обучения и детей и взрослых современным сельскохозяйственным знаниям. И эта направленность красной нитью прошла через всю его жизнь. В двадцатые годы Каиров
занимается созданием сети высших и средних
сельскохозяйственных учебных заведений. Пишет
ряд пособий по вопросам агропедагогики и
методики распространения сельскохозяйственного
знания. И в тоже время, что совершенно неординарно для чиновника такого ранга и положения, Каиров на общественных началах работает сначала классным руководителем, а затем и директором одной из школ. Размышляя над основными направлениями и итогами деятельности И.А. Каирова на посту президента АПН РСФСР можно легко выделить два приоритета: это развертывание широкой сети экспериментальных школ и издание наследия классиков русской и советской педагогики. Конечно, было бы сильным
преувеличением считать Каирова
педагогом-теоретиком, а ,впрочем, он никогда и не
претендовал на этот статус. Зато сейчас, когда в
таком сложном положении оказалась сельская
школа, работы Каирова двадцатых годов
приобретают особую актуальность. Ведь в них, по
сути, была представлена модель создания
современной агрошколы, дающей необходимые
профессиональные знания, благодаря которым
выпускники могли бы не только выживать, но и
преобразовывать жизнь окружающего их сельского
социума. |