Век образования. 1947 год
А.Н. Леонтьев
1947 год оказывается
переломным для развития советской психологии.
Связано это не только с развернувшейся борьбой с
генетиками, что непосредственно сказалось на
психологии, но и разворачивающейся компанией
борьбы с космополитами. Как известно, главной
жертвой этой кампании в психологии стал С.Л.
Рубинштейн, который подвергся жесточайшей
критике и был снят со всех занимаемых им постов.
Место официального лидера советской психологии
стало вакантным и в итоге его занял на
последующие тридцать лет Алексей Николаевич
Леонтьев (1903 - 1979). Его заслуги перед
отечественной психологической наукой велики и
разносторонни. В Московском университете он
создал сначала отделение психологии на
философском факультете, которым руководи в
течение многих лет. Почти все университетские
психологи среднего и старшего поколения - прямые
его ученики и сотрудники. Кроме того, Алексей Николаевич в течение многих лет был вице-президентом Академии педагогических наук. Благополучна и его научная жизнь. Имя Леонтьева обязательно упоминается, наряду с Выготским, Рубинштейном и Лурией среди самых выдающихся психологов двадцатого века. Он являлся автором нескольких книг, каждая из которых была переведена на десятки иностранных языков. А одна из них - ? Проблемы развития психики? - была удостоена Ленинской премии - тогда высшей награды страны, которой больше никто из психологов не удостоился. Однако за всем этим внешним официальным и неформальным благополучием А.Н. Леонтьева как руководителя и ученого его личность предстает если и не трагичной, то, по крайней мере, полностью не самореализовавшейся. Выпускник факультета общественных наук Московского университета, он в 1924 году встречается с только что принятым на работу в Психологический институт Л.С. Выготским. Эта встреча стала для Алексея Николаевича воистину судьбоносной. Он начинает работать, особенно во второй половине двадцатых годов в культурно - исторической парадигме Выготского. Несмотря на все социальные и политические перипетии, Леонтьев, как и другие ? выготчане? , пронес через всю жизнь любовь и уважение к учителю. А с учениками и последователями Выготского, особенно с А.Р. Лурией, его связывала крепкая дружба. В истории науки Леонтьев прежде всего остался автором структуры анализа психологии: Деятельность. Сознание. Личность. И в полной мере эта триада относится и к нему. По свидетельству знавших Леонтьева, он был выдающейся личностью: мыслитель, умело сочетавший высокий творческий потенциал и достаточно успешную судьбу администратора- администратора науки, что само по себе крайне редкое явление. Интеллигентный и элегантный, свободно владеющий французским, он производил глубокое впечатление на людей, создавал вокруг себя особую атмосферу. Недаром в годы его деканства за факультетом психологии прочно укрепилась репутация самого интеллигентного факультета МГУ. Конечно, жившему в трудное идеологическое время, А.Н. Леонтьеву неизбежно приходилось отдавать дань ритуальной политической фразеологии, что сейчас нередко служит основанием для его критики, в том числе и от учеников, для которых он в свое время так много сделал. |