Век образования. 1949 год
М.А. Данилов
К значительному числу ученых-педагогов советского периода, не получивших возможности в полной мере реализовать свои способности, творческий потенциал, относится и Михаил Александрович Данилов (1899-1973). Он родился в семье крестьянина-интеллигента на псковщине. Образование получил на математическом факультете Петроградского педагогического института. Но подлинной школой для него стала Академия коммунистического воспитания, где он сначала обучался как студент, а затем - в качестве аспиранта - прошел подготовку у крупнейших педагогов того времени. Среди студентов, в числе которых было много будущих академиков и профессоров, Данилов выделялся широкой образованностью, основательностью профессиональной подготовки, зрелостью мысли, «размахом» в изложении вопросов, оригинальностью и новаторством в их постановке, 'высоко» интеллигентностью. Отметим, что эти качества выделяли Михаила Александровича и в дальнейшем. В 1933 г. его направили заведующим кафедрой педагогики в Смоленский педагогический институт. По сути это была мягкая ссылка в наказание за то, что он работал ученым секретарем ГУСа, председателем которого в начале 30-х гг. был будущий «враг народа» Г.Е. Зиновьев. Этот факт и в последующем доставил Данилову много неприятностей. И, несмотря на то что официальные репрессии его миновали, он всю последующую жизнь фактически находился в опале. В послевоенные годы М.А. Данилов полностью переключился на разработку широкого спектра дидактических проблем, способствуя оформлению дидактики как самостоятельной научной дисциплины. Наибольший интерес представляет его докторская диссертация «Процесс обучения в советской школе»,которая поражает своей капитальностью и масштабностью. Новым был и подход ученого к дидактическим проблемам с точки зрения внутренних источников, движущих сил - противоречий, возникающих в ходе обучения. Впервые им исследовалась и логика обучения. Вообще именно подход к учебному процессу с точки зрения его логики был принципиальным для ученого. Не случайно на его памятнике высечены слова: «Огромное значение для успеха обучения имеет логика учебного процесса». Эти идеи получили дальнейшее развитие в ряде крупных работ Данилова, которые, к сожалению, доходили к читателю в виде отдельных статей и глав в коллективных монографиях. Но главной заслугой М.А Данилова стала предпринятая им реабилитация проблем методологии педагогики как специальной области науки. Дело в том, что еще с 30-х гг. существовало табу на рассмотрение в педагогике проблем философско-методологического уровня. Михаил Александрович не только сам выступил с соответствующими статьями, новее сделал для организаций на рубеже 60-70-х гг. Всесоюзного методологического семинара, любимого детища ученого. На его ежегодных сессиях рассматривались преимущественно междисциплинарные проблемы взаимоотношения педагогики с философией, социологией, психологией. Более чем 20-летняя деятельность семинара оказала без преувеличения судьбоносное воздействие на советскую педагогическую науку, существенно трансформировав и модернизировав ее. Здесь собиралось все «живое и честное», что было тогда в педагогике. Нельзя не отметить, что Данилов воспитал два поколения ученых-дидактов. По выражению одного из них, «педагогическая Москва начиналась с Михаила Александровича Данилова». |