Век образования. 1950 год
П.Н. Груздев
В 1950 г. имя Павла
Никодимовича Груздева (1889-1953) стало широко
известно всем, кто был связан с педагогической
наукой. В журнале «Советская педагогика» было
опубликовано обширное обсуждение его книги
«Вопросы воспитания и обучения», вышедшей
незадолго до этого. Все выступающие
скороговоркой отметив, что в книге подняты
важные вопросы, подвергли содержание работы
уничтожающей критике. Самыми мягкими выглядели
обвинения в «антиисторическом, метафизическом
подходе к исследованию вопроса о воспитании и
образовании». И хотя П. Груздев в заключительном
слове попытался парировать огульные обвинения,
это уже не играло никакой роли. Публикация работы
была признана «большой ошибкой со стороны
президиума Академии». Разумеется, подобное псевдонаучное обсуждение, а, по сути, идеологическая травля, сказались на судьбе Груздева,– он был вынужден оставить заведование кафедрой в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Да и его смерть через три года тоже, скорее всего, явилась следствием этой «научной дискуссии». Имя Груздева вскоре было забыто. И напрасно. Судя по всему это был незаурядный, серьезный и самобытный теоретик педагогики, правда, действовавший в строго ограниченном жестком русле «сталинской педагогики». А ведь начало жизни Павла Никодимовича предрекало ему несколько иную судьбу. Сын мелкого чиновника, он заканчивает в Костроме классическую гимназию. А после окончания Московского университета преподает русский и латинский языки, литературу. Груздев был типичным народным интеллигентом, большим общественником, увлеченным идеей самообразования широких масс. В конце 20-х гг. его переводят в Москву, где он возглавляет отдел педагогического образования Наркомпроса, становится членом Государственного ученого совета. Такие специалисты как Павел Никодимович занимали промежуточное положение между маститыми учеными с дореволюционным стажем и комсомольскими выдвиженцами типа Руднева и Шохина. Фундаментальное классическое образование, самобытный глубокий ум выдвигают Груздева в число ведущих теоретиков. Он заведует кафедрой педагогики в Академии коммунистического воспитания, создает вместе с группой ученых учебное пособие по педагогике. Груздев публиковал свои работы достаточно редко, например за 40-е гг. всего пять. Это свидетельствовало о его высокой требовательности к уровню педагогической теории. Неслучайно его работы всегда оказывались в центре дискуссии. Груздев удерживал достаточно высокую планку уровня педагогических исследований, вступая в бескомпромиссную борьбу с теми, кто занимался профанацией науки. v |