Век образования. 1951 год
А. М. Арсеньев
Есть ученые, которые еще при
жизни становятся легендой. О них рассказывают
удивительные истории, причем выглядящие все
более удивительными, по мере того как все дальше
уходит то время. Такой культовой фигурой для
теперешних шестидесяти и семидесятилетних
ученых-педагогов несомненно является Александр
Михайлович Арсеньев. Начав свою профессиональную деятельность учителем сельской школы Подмосковья, он после окончания Академии коммунистического воспитания работает директором педтехникума, а затем заведует учебной частью АКВ. С 1939 по 1949 гг. Арсеньев служит в армии, а потом, достаточно неожиданно, с должности преподавателя военно-педагогического учебного заведения, его сразу назначают заместителем министра просвещения РСФСР. Здесь он на протяжении 9 лет руководит подготовкой педагогических кадров. Может быть, при этом учли, что в свое время он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Учительские семинарии в России в середине XIX века». 50-е – первая половина 70-х гг. время наибольшей активности Арсеньева. Когда говорят – «крупный организатор науки» это в полной мере относится к А. М. Арсеньеву. Он становится действительным членом АПН СССР, руководит НИИ общей педагогики, занимает руководящие посты в президиуме Академии. Но любимой сферой его деятельности являлся Центральный совет педагогического общества РСФСР, которым он руководил на протяжении 15 лет. Это был звездный период Педобщества. Энергия Арсеньева, его целеустремленность, горячая преданность науке обеспечили консолидацию вокруг Общества широкой педагогической общественности. Работам Арсеньева был присущ философский уровень, футурологическая направленность. Он серьезно разрабатывал проблемы школы и научно - технической революции, широкий круг методологических вопросов. Но в памяти современников Александр Михайлович остался, прежде всего, человеком, который очень многих выручил, а кое-кого и спас от серьезных идеологических обвинений и даже репрессий. |