Век образования. 1954 год
Л. В. Занков
Середина 50-х гг. – это время
начала выдвижения Леонида Владимировича Занкова
(1901- 1977) на ведущие позиции в сфере педагогической
психологии. Конечно, годы признания еще были
впереди, но и в это время в полной мере проявились
такие качества Леонида Владимировича как его
беспредельная преданность науке, вера в
правильность избранного творческого пути и
бескомпромиссное следование ему. Научный путь
Занкова своеобразен. Своими исследованиями он
внес большой вклад и в психологию, и в
дефектологию, и в педагогику. Он всегда работал
на грани между психологией и педагогикой,
выступая как непсихолог среди психологов и
непедагог среди педагогов. Но именно эта
специфичная позиция и привела его к большим
научным и практическим успехам. Л. В. Занков успел до революции получить хорошее гимназическое образование и семейное воспитание. Он вырос в Варшаве в семье русского офицера. С детства свободно владел французским и немецким. После Октябрьских событий Занков учительствует в сельскохозяйственных колониях. А в 1922 г. поступает в МГУ на факультет общественных наук. Здесь и происходит его судьбоносная встреча с Л.С. Выготским, которая как это было не только у него, оказалась решающей. Лев Владимирович уже как аспирант Института психологии начинает исследования психики и особенностей обучения аномальных детей. Позднее он становится замдиректора Экспериментального дефектологического института, где опять же сотрудничает с Выготским. С 1951 года Занков переходит от исследования проблем дефектологии (он уже являлся директором Института) к изучению вопросов обучения в обычных школах. Он возглавляет лабораторию экспериментальной дидактики, в последствии переименованную в лаборатории обучения и развития. Так начинается главное дело его жизни. Придя в педагогику из дефектологии, Л. В. Занков был потрясен отсутствием серьезной научной базы, ее «бездетностью». Для него привыкшего всегда ставить в центр внимания ребенка, делать акцент на получение фактических данных о его развитии в официальной педагогической науке того времени было мало привлекательного. В 1957 г. Лев Владимирович начинает экспериментальные исследования проблем обучения и развития, создает лабораторию в московской школе № 172. Начинается длительный творческий поиск, результатом которого явилось создание системы обучения способствующей развитию личности ребенка. В результате обычные дети освоили четырехлетнюю программу за три года. Позднее это послужило обоснованием для перевода на трехлетнее обучение всей начальной школы страны. В 60-70-е гг. вокруг Занкова окончательно складывается его научная школа, состоящая из творческих, бесконечно ему преданных, даже влюбленных в него учеников и последователей. Все это способствовало созданию комплекса учебников и материалов для преподавания «по-занковски». Сам же Лев Владимирович в это время создает свои замечательные книги «Дидактика и жизнь», «Беседы с учителями». Конечно, всю творческую жизнь Занкова сопровождала борьба, критика, закулисные интриги. Хотя он был и удостоен всех высоких научных званий, непонимание и неприятие сопровождало его педагогическую систему. Да и сама личность Льва Владимировича – аристократичная, элегантная, воспитанная, культурная существенно дисгармонировала с общим уровнем тогдашнего научного окружения. Несмотря на все препятствия и проблемы сейчас «занковская методика» получила широкое распространение, по ней работает примерно каждый четвертый учитель начальной школы в стране. |