Век образования. 1955 год
А.В. Запорожец
Отечественное дошкольное
воспитание невозможно представить без
замечательного психолога-гуманиста Александра
Владимировича Запорожца (1905-1981). Принадлежавший к
числу самых близких учеников Л.С. Выготского,
после его смерти являвшийся своеобразной
Совестью этого круга «выготчан», в который
входил весь цвет психологической науки, сам
Запорожец был исключительно скромным человеком. Его детские и юношеские годы прошли в Киеве, где он в начале 20-х гг. увлекается театром и участвует в студии тогда известного реформатора театрального искусства Леся Курбаса. Именно в это время формируется интерес Запорожца к психологии, к научному познанию внутреннего мира человека, к исследованию возникновения его мыслей и эмоциональных переживаний, процесса становления его личностных качеств. Все это и побудило его в конце концов уйти из театра, поступить во 2-й Московский университет и заняться изучением психологии под руководством Л. С. Выготского. Впрочем, особый артистизм был присущ Александру Владимировичу на протяжении всей жизни. Не случайно наиболее фундаментальные его работы посвящены формированию эстетического восприятия дошкольников. В конце 50-х гг. он становиться директором Института дошкольного воспитания и посвящает себя изучению психологии детского развития. По сути, он впервые разработал такие важнейшие проблемы как аффективные действия ребенка, внутренняя форма движения, в содержание которой входит образ ситуации. Он в не явной форме выступал против теории деятельности, заменяя ее психологией действия, которая опредмечивается во внутреннем мире ребенка, его духовности. На основе этих сложных, но принципиальных положений им были обоснованны специфичные возрастные периоды развития психики ребенка, их непреходящей ценности. Ко всему этому стоит добавить, что все психологические концепции строились у А. В. Запорожца на его безграничной любви к детям, а сам он создал научную школу психологов среди которых В. Зинченко, Н. Поддьяков, Л. Венгер. |