К обложке журнала

Назад к таблице

Век образования. 1959 год

И.П. Иванов

В конце 50-х гг. детским объединениям становится тесно в пусть и расширившихся, но все же достаточно жестких рамках пионерской организации. Появление Игоря Петровича Иванова (1923-1992) в данной связи выглядит глубоко закономерным. Созданная им в 1959 г. Коммуна юных фрунзенцев воплотила в себе лучшие черты настоящих детских объединений, построенных на основе самоуправления и реальной деятельности, проявляемой в заботе о людях.

К созданию Коммуны Игорь Петрович исподволь начал готовиться уже давно. Перед войной, увлеченный идеями Макаренко и Гайдара он становится пионерским вожатым. Затем заканчивает философский факультет Ленинградского университета, где увлекается педагогикой и психологией. Особенно его вдохновляют в то время подходы известного психолога Б. Г. Ананьева. После некоторого периода работы в ЦК ВЛКСМ Иванов защищает диссертацию по теме «Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе». Но уже в середине 50-х гг., столкнувшись с формализмом в работе с детьми, Игорь Петрович выступает активным защитником права детей на участие в самоорганизации собственной жизни. Он создает свою первую организацию – Совет энтузиастов, где вместе с учителями и вожатыми ведет поиск включения детей в планирование и организацию жизни пионерского коллектива. Здесь начинает разрабатываться методика коллективной организаторской деятельности, которая подхватывается многими вожатыми пионерских отрядов и загородных лагерей отдыха. В дальнейшем все, что создается Ивановым вместе со своими единомышленниками, так же получает распространение по всей стране.

В частности это относится к Коммуне им. Макаренко – общественно-педагогическому объединению студентов, преподавателей, педагогов-практиков, созданному в 1963 г. при ЛГПИ им. Герцена. Именно здесь отрабатывалась методика коллективных творческих дел, а в последствии вышла книга «Коллективные творческие дела КИМа». В дальнейшем на базе Коммуны возникло Коммунарское макаренковское содружество, представляющее собой совокупность добровольных педагогических отрядов.

Все чем занимался И. П. Иванов, несло в себе большой социальный оптимизм, по сути, он был ярким выразителем идей «социализма с человеческим лицом». Когда эти идеи в период «хрущевского либерализма» могли отчасти реализовываться, Иванову удавалось сделать удивительно много. В 70-е же гг. в его деятельности появляется много препятствий. Парадокс заключался в том, что Иванов как, пожалуй, никто действовал в русле коммунистического воспитания, но не ортодоксального, а творческого. Поэтому официальной поддержки его идеи не получали. Зато имели самое широкое распространение среди тех, кто работал с детьми, особенно в загородных лагерях.

В 1984 г. потрясенный бессмысленностью провозглашенной тогда реформы школы Иванов переживает очередной инфаркт. У него отнимается речь, он оказывается прикованным к постели. Но именно на 80-е гг., особенно на их конец приходится время наибольшей известности и популярности Иванова. Этому во многом способствовали книги С. Соловейчика «Жизнь Иванова» и «Воспитание от Иванова». Массовым тиражом издаются и переиздаются его труды. Огромным напряжением сил Игорь Петрович создает ряд своих новых работ «Звено в бесконечной цепи», «Педагогика общая забота», «Педагогика коллективной творческой жизни», которые выйдут в свет уже только через несколько лет после его смерти. Но и сейчас в Санкт-Петербурге действует содружество его учеников и последователей из объединения «Педагогика социального творчества».

Назад к таблице

Хостинг от uCoz