Век образования. 1961 год
Липецкий метод
Самым известным
феноменом школьной практики начала 60-х гг.
несомненно является опыт учителей Липецкой
области. В нем удивительно слились два процесса.
С одной стороны искренний, не поддельный интерес
учительства к эффективным методам преподавания.
В 1961-62-м гг. тысячи педагогических паломников со
всей страны стекались в Липецк, чтобы
приобщиться к чудодейственному методу. Город был
переполнен учителями. Делегации размещались на
полу в спортивных залах школ. Педагоги даже спали
на верстаках в мастерских. Вместе с тем это был первый почин, который не только стал предметом распространения и изучения, но и насильственного внедрения во все педагогические коллективы страны. Учителя обязаны были работать только по липецкому методу, иначе им грозили крупные неприятности. Все это, разумеется, привело к формальному восприятию идей и неизбежному краху метода способного обеспечить успешную реализацию определенного круга идей, но превращенного в педагогическую панацею. А на самом деле опыт липецких учителей был, несомненно, интересен. Да это, собственно, и не был учительский опыт. Его знаменитые составляющие: гибкая структура урока, комментированное письмо, поурочный балл – были в начале разработаны преподавателями Липецкого пединститута и лишь затем по инициативе завгороно в духе времени выданы за инициативу снизу. Правда, сами липецкие педагоги действительно хорошо освоили этот метод и добивались замечательных результатов, прежде всего в преподавании русского языка и литературы. |