К обложке журнала

Назад к таблице

Век образования. 1963 год

М. М. Бахтин

В 1963 г. определенная часть советской интеллигенции пережила подлинный культурный шок. А вызван он был на первый взгляд рядовым событием: вторым изданием (после 1929 г.) вышла книга почти никому тогда неизвестного литературоведа Михаила Михайловича Бахтина «Проблемы творчества Достоевского». В 1965 г. была опубликована его книга о Рабле, написанная так же еще до войны.

С этого времени имя М. М. Бахтина (1895-1975) приобретает нарастающую известность и сейчас является не только для литературоведов, но и психологов, педагогов именем как знаковым, так и культовым. Ежегодно проходят бахтинские чтения, издаются статьи и книги, посвященные его творчеству. Все это свидетельствует, что с течением времени идеи, высказанные Бахтиным, только актуализируются.

А ведь внешние обстоятельства жизни Михаила Михайловича сложились для него крайне трудно. Хотя он и получил классическое образование, в послереволюционные годы очень бедствовал. Ему приходилось часто переезжать из одного провинциального города в другой, страдая хроническим безденежьем. Бахтин часто болел, в молодости потерял ногу.

Только во второй половине 20-х гг. его жизнь обретает некоторую стабильность. Бахтин оказывается в центре небольшой, но сплоченной группы единомышленников. Он много печатается: создает труды по философии, психологии и, конечно же, литературоведению. Однако в середине 30-х гг. это благополучное время заканчивается, распадается круг друзей, и он остается в полной культурной изоляции. На 30 лет прерывается и публикация трудов.

Тем удивительнее та слава, которая приходит к Бахтину еще при жизни, а главное после смерти. Это удивление заключается в том, что круг проблем, волновавших Бахтина, его терминология, метод – все это сложилось в 1920-е гг. и оставалось почти неизменным в течение всей жизни. Об эволюции Бахтина всерьез говорить не приходится. Он всегда оставался самим собой – принимал славу и безвестность, трудности и почести без особых эмоций, взвешенно, спокойно и иронично. Внешние обстоятельства, какими они бы ни были, почти не возмущали его главную, внутреннюю работу, которая действительно организовывала его существование.

Особую тему Бахтина, с которой он вошел с современную психологию и педагогику можно обозначить так: диалог, как единое основание культуры, социальной жизни и сознание человека. Эта концепция находится в отношениях явного и скрытого спора с научной психологией, причем с основными понятиями. Сущность заключается в том, что психологию в отличие от иных наук нельзя строить, следуя формальной логике, поскольку предмет психологической науки – человеческое сознание, представляющее собой диалог, - противоречит законам формальной логики.

Все это и позволяет благодаря идеям Бахтина принципиально по-новому взглянуть на многие педагогические проблемы, что и сделано в частности представителями современной «Школы диалога культур».

Назад к таблице

Хостинг от uCoz