Век образования. 1964 год
Э. В. Ильенков
Жизнь
выдающегося отечественного философа,
талантливого психолога и педагога Эвальда
Васильевича Ильенкова (1924-1979) внешне выглядит
достаточно благополучной. Сын известного в свое
время писателя, участник войны, он рано заявил о
себе как ярком незаурядном философе. Уже его
первая большая книга «Диалектика абстрактного и
конкретного в «Капитале» Маркса» вызвала
большой интерес не только в научных кругах.
Достаточно сказать, что тогдашний лидер
итальянских коммунистов П. Тольятти, прилетев в
Москву, сразу же с трапа самолета попросил
отвезти его к Ильенкову, который так свежо и
современно толкует марксизм. Педагогическим кругам Эвальд Васильевич стал широко известен в 1964 году, когда в приложении к журналу «Народное образование» была опубликована его статья под программным заголовком «Школа должна учить мыслить». Она была с одной стороны достаточно смелой в философском осмыслении познавательной деятельности школьников. А с другой – попала в струю наметившегося общего поворота школы от хрущевской «упертости» в политехнизм и трудовое обучение школьников к развитию их творческих потенций для реализации задач научно-технического прогресса. В дальнейшем, наряду с разработкой широкого спектра философских проблем, вопросы воспитания и образования всегда были в центре творческого поиска ученого. Это объяснялось тем, что чем бы не занимался Ильенков, все объединялось вокруг проблемы личности. Его научный подвиг состоит как раз в теоретическом обосновании идеи всестороннего и гармонического развития личности. Обоснование настолько всестороннем, что можно смело говорить о заложенном именно Ильенковым творческом фундаменте принципиально нового направления в педагогике и психологии, во многом ждущего дальнейшей разработки в будущем. Им была создана теория универсальности человека как субъекта продуктивной деятельности, способного к созданию такого материального или духовного продукта, которого ранее не существовало. В связи с этим он как философ и психолог разработал концепцию идеального, создал теорию воображения, которое рассматривал в его в связи с искусством и сознанием. Проблема превращения «каждого живого человека в личность» и была подлинной доминантой всего научного творчества Э. В. Ильенкова. Этим и был обусловлен его живой интерес к обучению и воспитанию слепоглухонемых детей. В Загорском специальном детском доме он осуществил эксперимент по развитию творческого сознания этих детей, в результате которого четверо слепоглухонемых не только закончили психологический факультет МГУ, но и защитили диссертацию. Судьба Эвальда Васильевича была насыщена многими событиями, он постоянно испытывал жесткий пресс партийных органов и ортодоксальных советских философов. Не выдержав этой борьбы, Ильенков 21 марта 1979 года повесился у себя дома под музыку столь любимого им Вагнера. |