Век образования. 1966 год
Новосибирская физико-математическая школа
Середина 60-х гг. – это то
время, о котором поэт сказал «что-то лирики в
загоне, что-то физики в почете». Олицетворением
такой установки стала деятельность
физико-математической школы при Новосибирском
университете. С самого начала здесь
осуществлялась нетрадиционная, «неэвклидова»
педагогика. Ученики отбирались только по
олимпиадной системе. Для сельских школьников
давались задания на сообразительность. Школа
работала пять дней в неделю. В четверг
организовывался выходной, занятый походами,
спортом, работой на пришкольном участке.
Структура учебного года строилась наподобие
университетской: семестры, сессии, каникулы
по-студенчески. Преподавателями являлись лучшие
ученые Академгородка. Важнейшую роль в обучении
играли кружки, руководимые сотрудниками,
аспирантами, студентами. В выпускном классе
много времени отводилось специализации в одной
из отраслей будущей профессии. А один день в
неделю школьник уже полностью проводил в
соответствующем НИИ. Он работал лаборантом и
сдавал зачет по результатам экспериментальной
деятельности сотрудникам. В подготовке будущих ученых главный акцент делался на развитие самостоятельного мышления. Разумеется, учиться в ФМШ было трудно. До 20 % безжалостно отчисляли. Это могли быть и способные бездельники и не очень одаренные труженики. Остро в школе стояла проблема гуманитарного образования, которой тоже уделялось много внимания. Приходилось преодолевать значительный скепсис «технократов». Для этого в школе организовывались выставки, музыкальные вечера, читался специальный курс истории искусств. |