Век образования. 1967 год
В. А. Сухомлинский
Волею судьбы именно 1967-й год
стал для Василия Александровича Сухомлинского
(1918-1970) временем, когда его имя оказалось в центре
внимания педагогической общественности, но
совсем не в том плане как ему хотелось бы. Он
выступил объектом образцово-показательной
травли. Команда шла с самого верха и на страницах
«Учительской газеты» Сухомлинский был
пригвожден к «всенародному» позорному столбу,
подвергнут оскорбительным и опасным
идеологическим обвинениям в «абстрактном
гуманизме». А ведь речь шла не о каком-то безвестном вольнодумце. К этому времени директор Павлышской школы являлся членом-корреспондентом АПН РСФСР, заслуженным учителем и даже кавалером ордена Ленина. Педагогический талант Василия Александровича проявился рано. Еще до войны с 17 лет он работает учителем, а затем, после окончания филологического факультета Полтавского пединститута - завучем. Тяжело раненный подо Ржевом в 1942 г., он, до конца не излечившись, руководит школой в Удмуртии, затем заведует РОНО на родной Кировоградчине. А в 1948 г. оставляет административную работу, чтобы стать директором никому тогда еще не ведомой Павлышской школы. В полной мере гуманистическая направленность творческого поиска Сухомлинского проявилась в 60-е гг., когда он создает ряд выдающихся произведений наполненных такими святыми истинами как доверие и уважение к детской личности; превращение учебной деятельности школьников в захватывающий, насыщенный творческими открытиями процесс; ограничение сферы влияние коллектива на личность, воспитание без наказания; убежденность в том, что человека можно воспитывать только добром. В педагогической системе Сухомлинского органично соединялась коммунистическая убежденность с традициями украинской народной педагогики. Ключевой же выступала идея свободы в воспитании. В конце 60-х гг. В. А. Сухомлинский выходит на новый уровень творчества – создает свои принципиальные произведения «Сердце отдаю детям», «Наша добрая семья», «Рождение гражданина». Понимая, что дни его во многом сочтены, он обращается к вечности и высказывает ряд идей, которым и сейчас еще не пришло время для воплощения в школьной практике. Судьба оказалась к Василию Александровичу неумолима: он умер, чуть пережив полувековой рубеж. Его погубил тройной удар. Голод, порожденный сталинской коллективизацией, навсегда подорвал здоровье в юности; гитлеровская мина искалечила тело, и оставила в нем смертоносные осколки в молодости; облыжные обвинения губительно поразили сердце в зрелые годы. Можно сказать, что он пал жертвой того самого социалистического общества, которое так беззаветно любил! |