Век образования. 1970 год
Д.Б. Кабалевский
В 1970 году жизнь выдающегося
композитора, народного артиста СССР,
неоднократного лауреата государственных премий
делает неожиданный поворот. Став во главе
Научного совета по эстетическому воспитанию при
Президиуме АПН СССР, Д. Б. Кабалевский (1904-1987)
обращается к педагогической деятельности,
причем нацеленной на обычных учащихся
общеобразовательной школы. В этом же году
выходит книга композитора «Про трех китов и про
многое другое», которая стала отправным пунктом
для учителей и для лаборатории Д. Б. Кабалевского
в создании программы «Музыка». В таком обращении к педагогике наверняка сыграла свою роль и та атмосфера семьи, в которой он воспитывался (мать и отец были прирожденными педагогами). Вероятно, оставили свой след и первые учителя, с которыми Дмитрию Борисовичу повезло. А, может быть, решающей оказалась дружба с таким энтузиастом воспитания детей, как Наталия Сац (Кабалевский некоторое время работал концертмейстером в руководимым ею театре для детей). Скорее всего, имело значение все это вместе взятое и помноженное на талант, трудолюбие, невероятную трудоспособность и беспощадную самокритичность, а также на умение сохранить на долгие годы юношеский задор и интерес к детям сформировало Кабалевского таким, каким мы его знали. В итоге более чем 15-летней экспериментаторской деятельности, в том числе собственной педагогической практики в московской школе № 209, где маститый профессор консерватории работал школьным учителем музыки, Кабалевскому удалось создать новое направление в музыкальной педагогике. Она строилась на достижении духовной культуры через эстетический всеобуч, приобщение к искусству каждого ученика. Художник показал реальный путь к этому через преподавание музыки в общеобразовательной школе, утвердил роль школы в формировании человеческих чувств и отношений. Самое удивительное, что удалось сделать композитору – показать, как практически перейти от профессионального к общему музыкальному воспитанию. От подготовки исполнителей к подготовке слушателей. Благодаря Кабалевскому музыка вошла в педагогику как многогранная и неотъемлемая часть культуры отношения к жизни. Для решения этой проблемы Д. Б. Кабалевский сумел найти необходимые педагогические инструменты: установка на способность детей эмоционально воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью; стремление увлечь, заинтересовать школьников музыкой. В основу новой программы музыкального обучения Кабалевский положил три основные сферы («три кита») музыки – песню, танец, марш. Благодаря этим «китам» ставшим всемирно известными, по мнению композитора, достигалась связь многообразного здания музыки с интересами детей, с народной почвой. Это давало возможность уже первоклассникам без особых усилий входить любую область музыкального искусства со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества. Дугой особенностью программы Кабалевского являлось ее тематическое планирование, в основе которого находились различные грани музыки как единого целого. Разумеется, в процессе всей своей реформаторской деятельности композитор встречал упорное сопротивление со стороны приверженцев традиционных идей. Пафос критики обращался на то, что в программе Кабалевского отсутствуют четко сформулированные знания, умения и навыки учащихся, а также нотная грамота и обучение школьников певческим навыкам и умениям. Как видно оппоненты просто не смогли постичь всю глубину замысла композитора. Однако вся эта критика тогда доставляла Дмитрию Борисовичу горьких переживаний. Впрочем, он оставался истинно интеллигентным человеком, внимательным и уважительным ко всем людям, очень обязательным и даже доверчивым. Кабалевский бы настоящим просветителем, глубоко убежденным в правоте духовных идеалов и готовым беззаветно бороться за них. Не случайно его так часто называли Дон Кихотом. |