Век образования. 1971 год
Н. А. Менчинская
В нашем образовании всегда
были люди, которые может быть, не выглядели столь
ярко и выигрышно как другие, более крупные имена,
но без них представить российское образование
невозможно. Это, безусловно, относится к Наталье Александровне Менчинской (1905-1984) ученому, которая по праву является создателем научной школы по психологии обучения. Судьба оборонила Менчинскую от репрессий и преследований, которые в большей или меньшей мере затронули значительную часть российских педагогов и психологов XX века. Впрочем, и ей довелось в достаточной мере испить чашу критики и непонимания. На облик Натальи Александровны, человека скромного, интеллигентного, но при этом независимого с большим чувством собственного достоинства существенное влияние оказал ее отец - земский врач. Что же касается научной судьбы, то здесь решающей оказалась встреча с Л. С. Выготским. Менчинская окончила под его руководством аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию о развитии мышления у школьников (на материале арифметических операций). Наталья Александровна и в дальнейшем ориентировалась на идеи Выготского, хотя к некоторым его высказываниям относилась с долей критичности. 1971 год стал пиком научной деятельности психолога. Публикуются ее главные книги: «Вопросы умственного развития ребенка», «Психологические проблемы активности личности в обучении», «Психологические проблемы неуспеваемости школьников». Они явились результатом без малого полувековой деятельности как самой ученой, так и руководимой ею лабораторией психологии учения и умственного развития школьника Института психологии. В основе научного поиска находилось акцентирование на необходимости постоянного внимания к самостоятельной незримой умственной работе самого ученика, к его творческой по своей сути поисковой деятельности, к умению в этом поиске принимать решения, когда нет достаточной информации. Особый акцент ставился на процесс применения знаний, который, согласно Менчинской, также содержал творческое начало. Созданное ее коллективом прочно вошло в программы, методики, учебники. И это не случайно, ведь сотрудники лаборатории постоянно находились в школе, общались с учителями и детьми, да и сама Наталья Александровна многие годы была теснейшим образом связана с московским учебно-методическим центром, где ее всегда с почтением привечали. Ценилось каждое ее слово. Если ей не удавалось придти на очередное совещание московских методистов, то со всех сторон раздавались возгласы «Где Менчинская?» Как не странно основная критика того, что делала Наталья Александровна как раз шла по линии этой практической деятельности. Ее упрекали в низкой теоретической базе, эмпиризме. Однако время показало неправомерность всех этих обвинений. Н. А. Менчинская осталась в памяти как очень образованный человек (она свободно владела европейскими языками), тонкий ценитель живописи и музыки. Наталья Александровна и сама писала стихи. Она никогда не интересовалась материальными проблемами, жила почти всю жизнь в общежитии, ходила в том, что шила или вязала ее дочь, никогда не знала какая у нее зарплата и за что положены гонорары. Ее строгий научный ум сочетался с поэтической душой. И все это определялось главным – ее беспредельной преданностью науке. |