Век образования. 1972 год
А. Ф. Лосев
Два великих имени объемлют
в себе русскую культуру XX века – Д. С. Лихачев и А.
Ф. Лосев. Алексей Федорович Лосев (1893-1988) пронес через свою без малого вековую жизнь замечательные традиции отечественного просвещения, соединяя в своей судьбе различные эпохи, культуры, смыслы… А. Лосев вырос в интеллигентной семье, где отец преподавал математику в гимназии и был одаренным музыкантом. Его гены, несомненно, передались сыну. Другое дело, что отец рано бросил жену и сына-младенца, поэтому воспитанием Алексея Федоровича занималась мать, женщина строгих правил, беззаветно любившая сына и сделавшая все, чтобы он окончил гимназию. Именно классическая гимназия с прекрасными педагогами, особенно по древним языкам, на всю жизнь внушили Лосеву страсть к греческому и латыни, античной культуре. Одновременно Алексей Федорович учился по классу скрипки музыкальной школы. К окончанию гимназии Лосев был уже готовым философом и филологом. Неслучайно окончив гимназию с золотой медалью, он поступил в Московский университет одновременно на два отделения – философия и классическая филология. Во время обучения в университете Лосев посещает Религиозно-философское общество, где знакомится с крупнейшими мыслителями «серебряного века» русской культуры. В 1916 году выходят из печати сразу три работы молодого философа. Уже в это время, а затем и в годы гражданской войны Лосев принимается за главное дело своей жизни, получившее воплощение позднее в восьмитомной «Истории античной эстетики». В 20-е гг. Лосев становится профессором Московской консерватории и работает в Академии художественных наук. В этот относительно благоприятный период с 1927 по 1930 гг., то есть всего за три года Алексей Федорович издает восемь капитальных книг общим объемом в три тысячи страниц. Впрочем, поражает не объем, а широта исследования, охватывающая в преломлении к античности три главных для Лосева темы: «Имя, число, миф». Однако последняя книга - «Диалектика мифа» сыграла в судьбе Лосева фатальную роль. Эта работа была принципиальна для ученого, убежденного, что античность совершенно необходима в те времена, когда пытаются уничтожить фундамент культуры, оторвать человека от его естественной почвы. Именно в ней, в античности, по мысли Лосева, находились корни современных жизненных основ. За издание этой книги Лосев был арестован в апреле 1930 года. Далее прошел путь вполне классический: семнадцать месяцев в тюрьме (из них четыре в одиночке), а затем приговор – 10 лет лагерей. Великий философ был отправлен сплавлять лес на строительстве Беломорско-Балтийского канала. В дальнейшем после многих хлопот Лосева переводят в проектный отдел, где он, выполняя бесконечную канцелярскую работу, начинает слепнуть. В 1932 году Алексея Федоровича досрочно как инвалида и ударника освобождают из лагеря, он возвращается в Москву, но печать книги по философии ему запрещено. Долгое молчание растянулось на 23 года. Все это время Лосев преподавал в Московском пединституте и даже получил степень доктора филологических наук. За последующие 30 лет Лосев издает более 500 работ, в том числе несколько десятков монографий. В начале 70-х гг. выходящие тома «Истории античной эстетики» по сути, переворачивали представления интеллигенции, возвышая ее идеалы, расширяя смыслы. И даже спасая душу от идеологического давления. Лосев был вынужден диктовать свои книги, так как от всех несчастий потерял зрение. Он прожил долго и оказался действительно последним русским философом, который не устрашился мифа о несокрушимой сталинской системе, а с молодым задором и зрелой мудростью создавал удивительный свод трудов, уникальных по глубине мысли и творческим замыслам. Алексей Федорович писал для ищущих читателей, которые всегда понимали его. А не очень опытные учились понимать на его книгах подлинно чистую философскую мысль, прорывающуюся сквозь все препоны. …Лосев скончался 24 мая 1988 года в день, посвященный св. Кириллу и Мефодию, славянским просветителям, символизирующим единство философии и филологии. |