Век образования. 1973 год
Ф. Т. Михайлов
Вряд ли кто-нибудь в 1973 году
обратил внимание на то, что в одном из
многочисленных институтов Академии
педагогических наук появился новый старший
научный сотрудник. А вместе с тем, как
представляется сейчас, это было явление для
нашего отечественного образования не просто
значительное, но и символичное. Феликса Трофимовича Михайлова, философа по образованию, психолога по призванию, Мыслителя, Просветителя и Педагога по сущности позвали в Академию специально для того, чтобы он внес туда свежий ветер, придал достаточно незатейливым с теоретической точки зрения исследованиям научный и системный характер. Однако оказалось, что главное, что внес тогда Феликс Трофимович в педагогическую науку – это стремление развернуть всю проблематику исследований непосредственно в сторону Личности. Для социоориентированной, классовой советской педагогики как это не может показаться странным, такой подход выглядел решительным и новым. Михайлов предлагал убрать все промежуточные дидактические звенья и напрямую соединить две главные категории педагогики: цель и личность. В этом отразился главный вектор поиска мыслителя – стремление соединить общественное сознание и самосознание личности. В поиске как научных, так и организационных форм решения этой глобальной задачи Михайлов сначала много времени уделил работе со слепоглухонемыми воспитанниками Загорского детского дома, а затем включился в исключительно притягательную тогда идею создания своеобразных интеллигентских поселений – культурно-образовательных центров. Позднее Михайлов исследовал комплекс проблем, прежде всего связанных с формированием личности на материале истории культуры, создания специального комплекса человековедческих знаний включенных в виде предметов в учебный план высшей школы. Центральная идея, которая занимает мыслителя сейчас - стремление отождествить индивидуальное самосознание и общественное сознание. Это достигается способностью личности к творчеству и ее ориентацией на человечность – нравственность. А происходит все это в особом социокультурном пространстве. На данной основе академик РАО Ф. Михайлов сформировал философские основы новой педагогики. Ее смысл заключается в том, что предметом образовательной деятельности являются культурные потребности и творческие способности всех тех, кто, так или иначе, включается в пространство образовательной деятельности. |