Век образования. 1974 год
Д. С. Лихачев
Среди великих подвижников
отечественного образования имя Дмитрия
Сергеевича Лихачева (1906-1999) занимает совершенно
особое место. С середины 70-х гг. и до конца жизни
он олицетворял все то, что мы понимаем под
Интеллигентностью, Нравственностью,
Духовностью. Лихачев являлся самым верным
камертоном всех происходящих в обществе событий.
Символично, что статья, посвященная его кончине,
называлась «У России нет больше Совести». Дмитрию Сергеевичу довелось испить полной чашей от всех перипетий XX века. В 1928 году сразу после окончания Ленинградского университета он за участие в студенческом религиозно-философском кружке был репрессирован, отправлен в Соловецкий лагерь, оттуда на строительство Беломорско-Балтийского канала. По возвращении (1932 г.) сначала работал корректором, а незадолго до войны становится сотрудником Института русской литературы (Пушкинский Дом) в Ленинграде, где и проработает до конца жизни. За свою более чем семидесятилетнюю научную деятельность Лихачев написал капитальные труды о древнерусской литературе. Но в наибольшей степени он стал известен широкой общественности как Просветитель, создавший культурологическую концепцию в русле которой рассматривал проблемы гуманизации жизни людей и соответствующей переориентации воспитательных идеалов, всей системы образования, как определяющей общественное развитие. В понятие культуры он особенно подчеркивал историческую память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего. Ратуя за сохранение культуры от разрушения и забвение, ввел понятие «экология культуры». Ученый-энциклопедист, посвятивший себя исследованию тайны влияния на человека отечественной художественной культуры, Лихачев страстно выступал в защиту памятников искусства слова, живописи, архитектуры, ландшафтного, паркового, культового искусства и народных промыслов. Принципиально важной в концепции Лихачева является идея взаимосвязи культуры и природы. С культурой тесно связывалось понятие интеллигентности. Неслучайно ряд книг «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном» специально обращены педагогам и молодежи. В них ученый-литературовед, искусствовед и культуролог предупреждает от стереотипных оценок. Эти его произведения по-настоящему учат патриотизму через изучение «малой родины», любви к отечеству в целом. |