Век образования. 1974 год
Загорский детский дом
Среди
образовательных учреждений вошедших в историю
отечественной педагогики Загорский детский дом
является, несомненно, уникальным. Это связано,
как и с теми детьми - слепоглухонемыми, которые
там воспитывались. И с поразительными
результатами там полученными. И с тем вкладом в
психологию, педагогику, философию, который был
внесен учеными и воспитанниками Дома. Первая школа – клиника для воспитания и обучения слепоглухонемых детей была создана в Харькове И. А. Соколянским еще в 1923 году. Именно среди ее воспитанников и находилась знаменитая Ольга Скороходова, книга которой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» стала широко известна. После войны исследования были продолжены, однако вновь открыть учреждение для слепоглухонемых – Загорский детский дом удалось уже после смерти И. А. Соколянского в 1963 году психологу А. И Мещерякову. С самого начала детский дом был задуман как учреждение для коллективного воспитания и обучения слепоглухонемых. На разных этапах экспериментальной деятельности в Загорском детском доме принимали участие такие выдающиеся ученые как Э. В. Ильенков, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. В. Давыдов. В 1974-м году была опубликована капитальная монография А. И. Мещерякова «Слепоглухонемые дети», которая подвела итоги исследования и наметила перспективы на будущее. Так сложилось, что в этом же году А. И. Мещеряков умер, и дальнейшая экспериментальная деятельность была уже связана с новым директором А. В. Апраушевым. Каковы же результаты многолетних исследований? Они действительно не могут не поражать. И дело не только в том, что было доказано – если развить до совершенства функционирующие у слепоглухонемых детей органы чувств, то это не только в определенной мере компенсирует отсутствие зрения и слуха, но и позволяет развить им свою психику до уровня готового воспринимать богатство окружающего мира. Подтверждение тому – судьбы многих воспитанников Загорского детского дома: четверо из них закончили МГУ, а Александр Суворов стал крупным ученым, доктором наук. Но значение осуществленных исследований намного шире. По сути Загорский детский дом явился синхрофазотроном человековедческих наук, существенно продвинув вперед и философию, и психологию. |