Век образования. 1975 год
Ю. М. Лотман
В 70-80-е гг. у советской
интеллигенции была своя заграница – Прибалтика.
А центром духовной оппозиции в ней выступал
Тартуский университет, где профессором
филологии с 1963 года работал Юрий Михайлович
Лотман (1922-1998). Филолог и культуролог, выпускник Ленинградского университета, член многих зарубежных академий, Лотман выступал непререкаемым авторитетом во всем, что было связано с литературоведением. Хотя Лотман никогда открыто не оппонировал советской власти, все его произведения, по сути, находились, несомненно, в духовной оппозиции. Даже его труды по семиотике, связанные с подходом к культуре как динамичной знаковой системе, резко и опасно контрастировали с тогдашним идеологизированным и политизированным литературоведением. Неслучайно, что на семинары в Тарту стекались десятки и сотни молодых интеллигентов, среди которых было немало учителей и преподавателей. Там они погружались в многомерное культурное пространство, где осуществлялось столь дефицитное тогда свободное творчество. По сути, то чем занимался в то время Лотман и являлось подлинным Образованием. Вместе с тем наряду с капитальными трудами, размах и глубину которых мы можем оценить только сейчас, когда они вышли в полном объеме, Лотман создал целый ряд пособий адресованных учителям и школьникам. Это были принципиально иные книги, ориентированные на формирование у учащихся культуры мысли и эмоций, эстетической интуиции, способности к восприятию искусства, в его идейно-художественной целостности. Комплекс пособий представлял собой своеобразные ступени, где от автора к автору, усложнялось и углублялось изучение явлений стилистики и поэтики. У школьников формировалась система анализа произведений. Все было направлено на развитие творческих способностей, исследовательской самостоятельности у детей. Так строился настоящий серьезный диалог ученого с молодым человеком только приобщающимся к науке. Подобный же диалог являлся основанием и для популярного в 80-е гг. телевизионного цикла «Беседы о русской культуре», который мастерски вел Юрий Михайлович. Для многих тогдашних школьников, студентов, педагогов эти беседы открыли историю и литературу XVIII-XIX веков. |