Век образования. 1976 год
В. Ф. Тендряков
Российской
литературе всегда органично была присуща
учительская составляющая. Герои были призваны
являть образцы поведения, обличать язвы
общественной жизни. А читатели должны были
стремиться следовать тем идеалам, к которым их
призывали. Особое место среди такой проповедническо -просветительской литературы занимали произведения о школе – своего рода учительство в квадрате. В этом жанре было мало творческих удач. Тем ценнее и значительнее то, что сделал Владимир Федорович Тендряков (1923-1984). Характерно, что все романы и повести писателя, посвященные проблемам образования и воспитания, вызывали острую, даже какую-то ожесточенную дискуссию. Уже первый роман «За бегущим днем» (1959), стремился убедить общество в необходимости перестройки всей системы школьного образования, дабы теснее связать его с производством, с трудовой деятельностью, а также попытаться лучше учесть индивидуальность каждого ученика. Не удивительно, что он привлек к себе огромное внимание. Сейчас это трудно себе представить, но тогда в течение года газеты и журналы публиковали десятки, даже сотни откликов. Конечно же, их авторы писали не столько о произведении, сколько о горячих общественно-педагогических проблемах. Но, пожалуй, наибольший резонанс вызвала повесть В. Тендрякова «Ночь после выпуска». Сегодня, когда никого не удивишь ни данными о миллионах беспризорных, ни жуткими историями о несовершеннолетних преступниках наркоманах, сложно понять тот переполох, который начался сразу после публикации повести. Ее обсуждали в учительских и на педсоветах, в академических институтах, на комсомольских собраниях, в студенческой среде будущих педагогов. Казалось, эта скромная изначально притчевая повесть стала «своеобразным выстрелом в ночи». Откровенные разговоры после выпуска в учительской – педагогов и выпускников около обелиска своей обнаженной правдой не могли не вызвать стремление официальной педагогики дать писателю жесткий отпор. Сейчас, когда читаешь эти установочные рецензии, особенно отчетливо видна межа, проходившая между В. Тендряковым и резко критиковавшими повесть учителями. Владимир Федорович писал о сущем, о том, что действительно происходит в учительской и ученической среде. Его же критики писали о должном, – о том, как все это представляется в идеале. А ведь Тендряков прозорливо указал на две острые нравственные проблемы - разрыв между внешней официальной позицией школьника и учителя и его внутренним мировоззрением; о том, что стадная коллективная психология нивелируюет личность. Пафос писателя заключался в убеждении, что школа призвана не только давать детям знания, но и прививать маленьким гражданам добрые чувства, воспитывать активность в борьбе со злом, равнодушием, эгоизмом. Тендряков остро ставил вопрос о такой сложной и тонкой сфере педагогической деятельности как воспитание чувств. А его герои так и не научились в школе любви и добру. Они эгоисты и рационалисты. Возможно, эти представления писателя могут сейчас показаться и наивными. Но в этом весь Тендряков, который всегда писал честно и остро. Потому и умер рано. В конце 80-х – 90-е гг. были опубликованы его произведения, написанные «в стол». И стало ясно, что столь потрясавшая читателей острота его опубликованных книг являлась лишь вершиной айсберга правды. |