Век образования. 1976 год
Школа Цейтлина
Хотя в 70-е гг. и не
существовало еще феномена авторских школ, где в
названиях фигурировали имена их директоров, все
же школа № 73 с углубленным изучением
французского языка на Красной Пресни в Москве
была именно школой Юлия Михайловича Цейтлина,
проработавшего в ней директором более четверти
века. Во второй половине 70-х гг. это была, пожалуй, одна из самых известных в стране школ, в ней побывало более 80 делегаций из разных регионов страны. Идеи, воплощенные в опыте работы школы получили свое развитие в образовательных учреждениях Латвии, Молдавии, Татарии, Краснодарского, Красноярского краев. Опыт школы нашел отражение в различных публикациях периодической печати, в методических пособиях и книгах. Даже был снят научно-популярный фильм «Уроки доверия». Что же так привлекало в деятельности этой скромной школы, располагавшейся в типовом пятиэтажном здании? Здесь была перестроена познавательная деятельность, как на уроках, так и во внеурочной работе. Школа буквально жила радостью познания. Олимпиады, предметные недели, конкурсы, викторины сменяли друг друга, создавая атмосферу увлеченного творческого поиска. Но, пожалуй, главной новизной являлись групповые занятия и общественные смотры знаний. Разумеется, метод работы в группах широко применялся на Западе, откуда и был заимствован. Но для советской школы 70-х гг. это было необычно и интересно. Во время групповых занятий изменялась вся структура урока. Учащиеся садились группами во главе с консультантами, каждая из них получала свое задание и сообща трудилась над ним. Это настолько нарушало привычную картину урока, что поначалу даже шокировало учителей: вместо «мертвой» тишины в классе – споры, обсуждения. Причем ученики сами втягивали педагогов в орбиту такой деятельности. Так, по сути, закладывались основы педагогики сотрудничества. |