Век образования. 1977 год
Б. М. Неменский
Во второй половине
70-х гг. обостряется стремление интеллигенции
различными способами оппонировать официальной
идеологии. В самых мягких формах это проявлялось
в желании противопоставить ортодоксальному
мировоззрению идеалы Науки и Культуры.
Характерно, что как раз в это время и
разворачивается творческий поиск в разработке
нового содержания музыкального образования
Кабалевского, а так же в определении новых
подходов к изучению изобразительного искусства
Бориса Михайловича Неменского. Талантливый
художник он стал широко известен именно как
реформатор школьного преподавания
изобразительного искусства. В середине 70-х гг.
созданный им творческий коллектив художников,
философов, искусствоведов, психологов,
ученых-педагогов и учителей, подготовил первый
вариант экспериментальной программы
«Изобразительное искусство и художественный
труд». Успех этой принципиально новой программы
во многом был обусловлен атмосферой творчества
этого неформального сообщества. Все было овеяно
романтикой поиска, диспутов, затягивавшихся до
глубокой ночи, ночных звонков друг другу: «А я
нашел путь!». Уже начиная с эпиграфа программы – слов Винсента Ван-Гога: «Нет ничего более художественного, чем любить детей» - все настраивало на главную задачу курса – формирование у учащихся художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. Ее целью являлось развитие многогранных духовных интересов личности средствами искусства, прежде всего изобразительного. Важнейшей особенностью выступала ориентация на эмоционально-воспитательный потенциал художественных образов, на гуманитаризацию образования. Формирование художественной культуры учащихся связывалось с освоением не только знаний по искусству, но и с овладением художественной грамотностью, предполагавшей практические художественные умения и навыки, а также с изучением истории искусств. Хотя программа Неменского и встречала некоторое сопротивление, все же и нее была достаточно счастливая судьба. В 80-90-е гг. шла ее доработка, а автор, ставший академиком РАО, известным общественным деятелем, наряду с дальнейшим совершенствованием программы написал ряд публицистических книг. Хотя они особенно в 80-е гг. сопровождались ритуальными цитатами все же, по сути, далеко выходили за идеологические рамки, побуждали к творческому поиску, к стремлению действительно вести школьников в мир Красоты и Духовности. |