Век образования. 1978 год
С. С. Аверенцев
Параллельно все
усиливавшейся в обществе, науке, культуре и
образовании идеологизации среди интеллигенции
нарастало стремление к постижению высокой
культуры, вечных ценностей. Пожалуй, как никто в своем творчестве выразил это подспудное стремление Сергей Сергеевич Аверенцев (1937 г. р.). Ворвавшись в науку в середине 70-х гг. он последующие годы символизировал все то, что в нашем обществе понималось как подлинная образованность. Сергей Сергеевич вырос в семье известного биолога С. В. Аверенцева, но в качестве научного и жизненного поприща выбрал классическую филологию. Сферу тогда мягко говоря периферийную и не популярную. На выбор, несомненно, повлиял своего рода счастливый случай. Подростком он обучался в московской школе, где в порядке эксперимента в начале 50- х гг. преподавали латынь и греческий. Затем последовала учеба на отделении классической филологии МГУ. Уже первая книга молодого ученого «Плутарх и античная биография» получила большой, даже поразительный резонанс. На эту, в общем, достаточно специальную и нелегко читаемую монографию поместили рецензии массовые газеты. А сам Аверенцев за нее был стремительно удостоен тогда престижной премии им. Ленинского комсомола. Но приручить и приласкать власти Аверенцева не удалось. Нет, он не участвовал в диссидентском движении. Его духовная позиция была намного глубже. Уже сами книги Сергея Сергеевича, которые сопровождались библиографическими ссылками на сотни работ с греческого, латыни, основных европейских языков (ими Филолог владел свободно) очень высоко поднимали планку научного поиска. И гуманитариям, специализирующимся в разных областях знаний было на кого равняться и к кому тянуться. Размах научной деятельности Аверенцева не мог не поражать. Он писал книги по истории христианской культуры, переводил на русский язык памятники древнееврейской, сирийской, древнегреческой и латинской литературы, поэтические произведения французских и немецких авторов. Мощное впечатление произвел в начале 80-х гг. выход энциклопедии «Мифы народов мира», в создании которой Аверенцев принимал активное участие, за что, кстати, был удостоен Государственной премии. В 80-е – первой половине 90-х гг. имя Аверенцева становится культовым, он воспринимается как «последний из могикан» великой русской научной гуманитарной школы, хранитель традиций. На его лекции, семинары стремились не только студенты, но специалисты. Сам же Сергей Сергеевич вел довольно замкнутый образ жизни кабинетного ученого, достаточно сказать, что он вообще не смотрел телевизор. В 90-е гг. у Аверенцева происходит закономерный, но глубокий духовный сдвиг. Он погружается в проблемы христианского осмысления опыта XX века. Публикует свои духовные стихи. Становится деканом историко-филологического факультета Российского православного университета. Свою позицию он определял как «просвещенный консерватизм». А в 1994 г. уехал в Австрию, где работает профессором Венского университета.
|