Век образования. 1979 год
Х. Й. Лийметс
В конце 70-х в начале
80-х гг. Прибалтика, особенно Эстония,
воспринимались как «почти заграница».
Работавшие там ученые – педагоги могли
позволять себе значительно больше вольностей,
чем их российские коллеги. Хейно Йоханнович Лийметс (1928-1989) не являясь хотя бы в какой-нибудь степени оппозиционером официальной педагогике, все же в силу калибра своей незаурядной личности, места, где он работал – Таллиннский пединститут - вступал в неизбежное противоречие с ортодоксальными догмами. Внешне судьба Хейно Лийметса была достаточно благополучной. Он окончил Тартуский университет, затем преподавал в нем. Более десяти лет заведовал кафедрой педагогики. Потом, после конфликта, перешел в Таллиннский пединститут. Являлся и директором НИИ педагогики. Рано, в 39 лет, был избран действительным членом АПН СССР, ситуация тогда экстраординарная. Избирался почетным членом ряда зарубежных университетов. Однако все было непросто. Играя с властью по ее правилам, эстонский еврей Лийметс все же смог исполнить в рамках советской педагогики свою чистую мелодию. Причем в такой, наиболее идеологизированной сфере как воспитание школьников. Центральная идея Лийметса состояла в трактовке воспитания как целенаправленного управления процессом развития ребенком школьного возраста. Сейчас это выглядит достаточно авторитарно. Но, по сути, речь шла о создании условий максимального благоприятствия для успешного развития каждого ребенка – гуманизации пространства детства. С этих же позиций ученый разрабатывал концепцию интегральной дидактики. Смысл, которой состоял в том, чтобы учебная деятельность охватывала как можно больше временных ресурсов ученика и создавала условия для возникновения интегральных качеств личности, позволяющих в дальнейшем выпускникам школы успешно включиться в социальную жизнь. Особенностью всех работ Лийметса выступало органичное единство философских, социологических и психологических знаний. Все это привлекало к нему внимание многих ученых. Главной изюминкой являлись проводимые Лийметсом ежегодные летние конференции. На них собирались все, кто занимался проблемами воспитания. Атмосфера была не только творческая, но и на редкость для того времени демократическая. Приезжали с детьми, перемежали доклады и выступления с отдыхом. Давали на равных слово начинающим исследователям. Все это оставляло добрую память надолго. |