На
выставке русских художиков в Штудгардте критика
особенно выделила одного из участников, назвав
его советским Клее. Этим художником был
Александр Винокуров.
Лестное сравнение с немецким классиком достойно,
но не до конца справедливо, так как это сходство
ограничивается только внешним подобием формы.
Винокуров - ходожник современный, он занимает
значительное место в ряду тех живописцев,
которые составляют гордость нашего искусства в XX
веке. Свободный от традиционных форм живописи,
школ и направлений, это художник использует свою
абсолютную творческую свободу для постижения
реальных форм жизни, мира и сокровенных движений
души.
При этом форма живописного выражения художника,
сложная и многообразная, строит-ся по принципу
наивного восприятия мира. Однако это наивное
первозданное звучание образа растворяется под
воздействием усложненной живописной гармонии
формы. Художник начинает с малого образа и
заканчивает космическим восприятием мира. Но и
это не конечная идея его художественного образа
побуждая зрителя к творческому воприятию своих
живописных фантазий, он устремляется вместе с
ним в мир ирреального.
Другими словами: начиная с детского образа рыбы,
медведя, кита, дерева Винокуров посредством
своей творческой воли превращает их в символы
человеческого бытия, напоминающие нам о
вечности.
Александр Винокуров - художник глубоко
национальный. Его духовность носит чисто русский
характер. Его живописные полотна вносят в нашу
действительность дух почти религиозной
созерцательности, спокойствия и умиротворения.
Зритель, стоя перед картинами художника, как бы
забывает весь свой житейский опыт и словно
перемещается во времени в детское состояние
первоначального познания мира, когда человек
чистым взглядом смотрит на обнаженную и
прекрасную действительность, наполненную
Божественной гармонией.
И пока художники будут способны выражать эту
благодатную гармонию мира, до тех пор будет
существовать искусство.
Валерий Николаевич
Алексеев-Набоков.
|