[ К  началу раздела ]


Введение.
Первые ростки этой школы закладывались 150 лет тому назад, в 1846 году. За прошедший период в стране произошли огромные перемены, были гигантские потрясения. Среди них: освобождение крестьян (1861), события 1905 года. Первая мировая война, падение царской империи, коммунистическая революция, создание Советского Союза, Вторая мировая война, бескровная революция с созданием Российской федерации - России. И на фоне этих процессов происходило постоянное изменение народного образования, то есть менялись формы правления страной, менялись идеологии, менялось название страны. Но неизменной была Москва, неизменным был ее народ. И этот народ никогда не прерывал нить воспитания и образования своих детей. Естественно, что формы и методы, а также содержание процесса образования, постоянно менялись, трансформировались организационные формы школы, менялся "дух" школы, также как менялись поколения людей.
Об этом и рассказывает данный очерк, состоящий  из  3-х  разделов.


bt02.gif (300 bytes)   (1)  "Женская" ветка (ниже)

kn1.gif (108 bytes) От пансиона до классической гимназии
kn1.gif (108 bytes) Частная женская гимназия М.Т. Брюхоненко
kn1.gif (108 bytes) Здание на Столовом переулке, 10
kn1.gif (108 bytes) Опытно показательная школа № 3 на базе бывшей женской гимназии


bt02.gif (300 bytes)   (2) "Мужская" ветка

kn1.gif (108 bytes) Частная мужская прогимназия А.Е.Флерова
kn1.gif (108 bytes) Мужская частная гимназия А.Е. Флерова
kn1.gif (108 bytes) Опытно-показательная школа № 10 на базе бывшей мужской гимназии
kn1.gif (108 bytes) Школа № 100 от опытной школы № 3 до слияния со школой № 110
kn1.gif (108 bytes) Школа № 110 - школа Новикова
kn1.gif (108 bytes) Школа № 110 после Новикова и до создания "испанской" школы
kn1.gif (108 bytes) Школа № 593 - № 25 от семилетки до "испанской" спецшколы


bt02.gif (300 bytes)   (3) "Испанская" ветка

kn1.gif (108 bytes) 110-я "Испанская школа"
kn1.gif (108 bytes) Современная школа № 110
kn1.gif (108 bytes) Директор советской школы
kn1.gif (108 bytes) Созвездие имен

 

Николай Садкович
Летопись одной московской школы

Женская ветка

Первые ростки этой школы закладывались 150 лет тому назад, в 1846 году. За прошедший период в стране произошли огромные перемены, были гигантские потрясения. Среди них: освобождение крестьян (1861), события 1905 года. Первая мировая война, падение царской империи, коммунистическая революция, создание Советского Союза, Вторая мировая война, бескровная революция с созданием Российской федерации - России. И на фоне этих процессов происходило постоянное изменение народного образования, то есть менялись формы правления страной, менялись идеологии, менялось название страны. Но неизменной была Москва, неизменным был ее народ. И этот народ никогда не прерывал нить воспитания и образования своих детей. Естественно, что формы и методы, а также содержание процесса образования, постоянно менялись, трансформировались организационные формы школы, менялся "дух" школы, также как менялись поколения людей. Об этом и рассказывает данный очерк.

От пансиона до классической гимназии
Посланников переулок, дом Дельсаль.

1846 - женский частный пансион Игнатия Гавриловича Дельсаль
1876 - начало работы женского пансиона и гимназических классов 1-го разряда Марии Игнатьевны Дельсаль в собственном доме
1880 - Зинаида Денисовна Перепелкина принимает учебное заведение, которое получает наименование: "Частная женская классическая гимназия З. Д. Перепелкиной"
Б. Кисловский переулок, дом 4
1884 - переоборудование здания под занятие гимназии
1885 - женская гимназия переезжает в нанятое помещение в Б. Кисловский переулок в дом Коншиных

В первой половине прошлого века коллежский секретарь Игнатий Гаврилович Дельсаль содержал частный женский пансион. Для этого у него была половина дома на Посланниковой улице в Лефортовской части, в приходе знаменитой церкви. Богоявления в Елохове - теперь Кафедральном соборе. Запомним первую дату - 1846 год. 150 лет тому назад отмечено в документах это Заведение.

В пансионы отдавались только сироты или девицы, родители которых жили в провинции. Обязательным считалось для благородной девицы знание французского, английского и немецкого языков, умение играть на фортепьяно, кое-какие рукоделия, прохождение краткого курса закона божия, истории, географии и арифметики.

В 60-х годах пансион перешел к его дочери Марии Игнатьевне Дельсаль. А в 1876 году в пансионе стали числиться гимназические классы 1-го разряда.

В 1880 году М.И Дельсаль уступает это учебное заведение Зинаиде Денисовне Перепелкиной, потомственной дворянке. Гимназия сохраняется в том же помещении под наименованием "Частная женская классическая гимназия З.Д. Перепелкиной в доме Дельсаль на Посланниковой улице".

Через 5 лет - в 1885 году - по каким-то соображениям З.Д. Перепелкина поменяла помещение, сняв для гимназии дом Коншина на Большой Кисловке. Имеется сообщение, что владельцы дома Коншин (отец и двое сыновей) надстроили у стандартного дома с мансардой полный второй и третий этажи, каковые дожили до наших дней (дом №4).

Последующие десять лет существования гимназии следует оценить весьма успешными. Перепелкина выкупила дом у прежних хозяев. Гимназия стала числиться по ведомству Министерства народного просвещения, то есть стала иметь все права, которые предоставляются государственным гимназиям.

Ежегодно З.Д. Перепелкина проводила торжественные собрания своей гимназии. На собрании ею зачитывалась речь, и делался отчет за прошедший год. Были, опубликованы учебные планы предметов, преподававшихся в гимназии. За этот период сложился большой педагогический коллектив (более 30 человек). Среди них 10 педагогов-мужчин, 9 преподавательниц и надзирательниц, а также 5 преподавателей искусств, среди которых артист императорских театров. В штате работал врач - доктор медицины.

Частная женская гимназия М.Т. Брюхоненко

Большой Кисловский переулок, дом Коншина

1906 — передача женской гимназии от З.Д. Перепелкиной М.Г. Брюхоненко

Столовый переулок, дом 10/2

gimn-1.jpg (19419 bytes)

1910 - начало занятий женской гимназии М.Г. Брюхоненко Министерства просвещения в собственном доме.
1918 - закрытие частной гимназии, создание общеобразовательной школы, введение смешанного обучения, сокращение срока обучения до 7 лет

Мария Густавовна Брюхоненко приняла от Зинаиды Денисовны Перепелкиной и переоформила на свое имя женскую частную гимназию, находившуюся в Большом Кисловском переулке в доме Коншина. В этом нанятом помещении гимназия работала еще 4 года, пока строилось в Столовом переулке специализированное здание.

Еще при З.Д. Перепелкиной в гимназии училась Вера Левченко - будущая звезда немого кино - Вера Холодная. Биограф Веры отмечает, что "здесь преподавали точные науки, иностранные языки, а, главное, насыщенной была программа эстетического воспитания. Вера отдавала предпочтение классическим танцам. Это привело ее в балетное училище Большого театра. Там она выдержала огромный конкурс, но по требованию бабушки вернулась в гимназию. В 1910 году Вера окончила гимназию. Именно в этом году на выпускном балу - по свидетельству биографа Веры - она познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным. В уголке актового зала юноша прочитал ей стихотворение Николая Гумилева "Озеро Чад", посвященное Анне Ахматовой, ставшей в последствии его женой". С именем Веры Холодной связана целая эпоха в истории русского и мирового немого кино. Ее поразительное неподражаемое сценическое мастерство зарождалось в гимназии, в любительских спектаклях, литературных чтениях, танцевальных выступлениях. Она прекрасно чувствовала себя в гимназии.

Совершенно иное ощущение от гимназии осталось у Марины Цветаевой. Она жила недалеко в Мамоновском переулке и поступила в эту гимназию после учебы в ряде других. Марина была бунтарка, как пишет ее младшая сестра Анастасия. Попав в пансион фон-Дервиз, она вскоре была оттуда выгнана за дерзость и плохое влияние на соучениц. Далее Марина была в гимназии Алферовой и наконец, в гимназии М.Г. Брюхоненко. Но и там "она скучала самым отчаянным образом". Анастасию тоже перевели в гимназию М.Г. Брюхоненко и "с первых же дней, в переменах сходясь, вдвоем ходили по рекреационной зале, под высоким лепным потолком". Когда Марина окончила гимназию, Анастасия спокойно доучивалась, а окружающие люди представлялись Анастасии весьма милыми. По ее воспоминаниям:

"Начальница Мария Густавовна Брюхоненко - большая, полная, добрая, пожилая - являла резкий контраст со своим более молодым мужем, рыжеволосым (узенькая бородка) Александром Николаевичем. Он ходил в вицмундире, был розов, весел и необыкновенно увлечен своим предметом - естествознанием". Анастасия с теплом вспоминает учителя русского языка Юрия Алексеевича Веселовского (сына "известного Веселовского"), математика Владимира Васильевича Голубева.

Здание на Столовом переулке, 10

Здание женской гимназии было построено по последнему слову тогдашних требований. Оно было рассчитано на довольно богатых людей, поэтому было не без роскоши. В альбоме, который был издан в Париже, показано и само здание и все внутренние помещения.

Фасад трехэтажного здания практически не изменился до наших дней, хотя и был расширен при реконструкции. Фасадный вход предназначался только для взрослых, а дети проходили в гимназию по широкой лестнице со двора. В вестибюле: вешалка домашнего типа, крючков на 10, большое зеркало в резной деревянной раме, столик для газет, корзина для тростей и зонтов, несколько стульев с гнутыми ножками, паркетный пол, при входе прикрытый дорожкой. На потолке очень скромный светильник. На стенах - никаких украшений (!) только небольшое вероятно объявление (распоряжение, инструкция) в рамке и - примета времени - телефон. Телефон смонтирован на панели, где отдельно две конструкции: собственно телефонный аппарат с трубкой на шнуре, а также отдельно коммутатор с пятью проводами, идущими вниз.

Приемное помещение площадью метров тридцати с несколькими дверями в кабинеты конторского типа. Пара круглых столов с плотной скатертью и без. На них альбом, портрет в раме, ваза, а, главное, аквариум с рыбками, а около них изысканные цветы. Рядом богатый резной диванчик и стильные кресла. На стене в раме, широкой, но скромной, фотографии профессуры, оформленные в модном тогда стиле цветочного обрамления, и надпись: "Гимназия Брюхоненко 1910" (изображение сорока трех человек).

Типовой класс площадью сорок два квадратных метра. Деревянные парты идут в три ряда, по пять парт в колонну. Три очень широких окна - слева от учащихся. Потолок высотой четыре метра. В одном верхнем углу - вентиляционный люк, в другом - икона. На подоконниках цветы. У учителя небольшой столик-пюпитр и два жестких стула. Большая черная доска и стойка с поперечиной, пригодная для подвески пособий.

Столовая сменного использования. В ней один длинный стол для профессуры на 10 мест, сервированный почти на ресторанном уровне. А параллельно идут три таких же стола, но без скатертей и с табуретками. А в торце каждого стола - стул для надзирательницы. На стене десяток рисунков и гравюр типа натюрмортов.

Кабинет физики имел условно выделенный торец, где за большим двухтумбовым демонстрационным столом вдоль всей стены были встроены шкафы, наполненные оборудованием. Можно отметить: проекционный аппарат, весы, колбы.

Гимнастический зал и актовый зал были одинаковыми по площади (около 100 метров), располагались в торце здания и были освещены с двух сторон. Имелась шведская стенка и круговые качели. Девочки занимались в длинных форменных платьях. Сидели на низких скамейках

 

Опытно показательная школа № 3
на базе бывшей женской гимназии
 Столовый переулок, дом 10

1921 — создание по декрету А.В. Луначарского на базе общеобразовательной школе "Единой трудовой опытно-показательной школы №3 имени Карла Маркса", введение в школе кооперативного уклона
1923-1924 – ведение кабинетной системы, введение комплексного метода обучения, появление самоуправления в школе.
1930-1931 – ликвидация экспериментальных методик обучения, введение единой методической системы и единоначалия.
1934 – ликвидация опытной школы № 3, переименование школы в школу № 100.

После революции гимназия стала школой смешанной, государственной, вначале 9-ти летнего, а позднее 7-ми летнего образования. В школе было до 17-ти групп и 630 учеников. Группами назвали классы, а первоклассников назвали учениками первой группы. Нововведения того времени ярко описал бывший ученик школы Владимир Викторович Киршман в своем дневнике.

"Теория кабинетной системы. Все классы будут превращены в кабинеты по всем предметам и соответственно оборудованы. К каждому кабинету будет прикреплен преподаватель по данному предмету. Ученики будут переходить из одного класса в другой, следуя расписанию".

Эта кабинетная система и сейчас используется № 110. Но возвратимся к дневнику В.В. Киршмана:

"Комплексный метод обучения. Это уже история, относящаяся к сентябрю 1924 года. Сохранилась фотография, сделанная учителем рисования Александров Петровичем Володиным. На ней – и я среди учащихся второй группы. Мы в бывшей столовой, превращенной в группу ручного труда.

Кстати это связано с тем, что на большой перемене мы прекратили ходить в столовую, а дежурный каждой группы, назначенный старостой приносит еду в мисках и кружках на больших деревянных подносах прямо в класс. Итак, на фотографии мы едим винегрет, приготовленный нами же, из продуктов купленных тоже нами на Арбатском рынке. До этого мы эти продукты (овощи) рисовали, потом решали задачи по арифметике, используя цены на эти продукты. Еще на уроке биологии эти же овощи были учебными пособиями".

В опытной школе преподавал Николай Леонидович Глинка – автор великолепного учебника, который служил несколько десятилетий, как типовой, всей стране, многократно переиздавался.

Помимо основной учебы в школе было много интересного. Шли занятия драматического, литературного и астрологического кружков. Проходили вечера посвященные памятным датам. Издавались журналы классов: литературный, а также юмористические-сатирические ("Кривое зеркало", "Колючка").


|

Введение /(1) "Женская" ветка

(2)  "Мужская ветка

(3) "Испанская" ветка

[ К  началу раздела ]

Хостинг от uCoz