[ К  началу раздела ]

Письмо В.И. Чарнолуского  Горькому А.М.

[22 июня 1934 г]

В дополнение к находящимся у Вас и переданным Вами в ЦК партии материалам об учреждении "Всесоюзного Информационного Библиографического Бюро народного образования" и организации "Всесоюзного совета науки, искусства, литературы и культуры", позвольте довести до Вашего сведения о судьбе тех капитальных материалов по библиографии народного образования, которые должны были послужить готовым мощным фондом для развертывания работ названного Бюро.

Позвольте предпослать при этом, в самих кратких чертах, многострадальную историю создания мною этих материалов.

Работа по библиографии народного образования была начата мною еще в 1891 г. и первоначально имела целью обслуживание моего личного научно-литературного труда. Очень скоро, однако, она вышла за эти рамки и незаметно превратилась в самостоятельную большую научно-библиографическую работу, которая продолжалась мною затем непрерывно вплоть до текущего года, все более и более углубляясь и расширяясь.

Было положено начало новой картотеки русских книг, вышедших от начала книгопечатания в России. Однако зарабатывая себе средства к существованию литературным трудом я не мог уделять для совершенно неоплачиваемой работы по библиографии народного образования столько времени, чтобы обеспечить ее должное оформление; библиографические материалы непрерывно накоплялись и в конце концов пришлось, не бросая раз начатой капитальной научно-библиографической работы, ограничиться только накоплением ее все новыми и новыми данными. В царское время накаких материальных средств для привлечения к работе других работников, для ее научного оформления и издания, у меня не было. После Октября я непрерывно продолжал начатую работу, а после учреждения по моей инициативе Государственной библиотеки по народному образованию, безвозмездно пожертвовал ей в 1923 году все накопленные мною библиографические материалы; это пожертвование было принято Библиотекой на выработанных мною условиях, с некоторыми изменениями утвержденными Главнаукой Наркомпроса РСФСР.

Библиотека предоставила мне в помощь по работе над картотекой народного образования одного сотрудника, с которым и началась наконец систематическая, техническая и научная обработка картотеки.

В 1926 г. Государственная библиотека по народному образованию была Наркомпросом ликвидирована, а весь ее книжный фонд, штатный состав (13 единиц) и все работы были переданы Ленинской библиотеки, с образованием в последней особого кабинета народного образования, к которjму перешла и работа по библиографии народного образования.

Не состоя в первое время в штате Ленинской библиотеки, я, однако же, в течении более двух лет (1926-1928 гг.) безвозмездно продолжал нести обязанности по пополнению Картотеки новыми материалами и по научному заведованию работавших над Картотекой штатных сотрудников (в состав в разное время входило от 1 до 3 лиц). В 1928 году я был назначен Главным библиотекарем Ленинской библиотеки и это дало мне возможность не только усилить свою работу по книжной картотеке народного образования, но и начать создание наряду с ней второй капитальной библиографической работы - журнальной картотеки по народному образованию, для которой мною было лично написано около 30 000 аннотированных карточек и собрано огромное количество карточек не аннотированных.

В 1931 году Кабинет народного образования распоряжением Дирекции Ленинской библиотеки был ликвидирован и его работа была объединена с работой по Отделу педагогики Систематического каталога Ленинской библиотеки с возложением на меня обязанностей заведующего работами объединенных сотрудников (5 лиц). Не успели однако эти работы развернуться, как в конце 1931 года все эти сотрудники, за исключением меня, были Дирекцией сняты для ударной работы по окончанию Систематического каталога Ленинской библиотеки. Оставшись в единственном числе, я вынужден был ограничить свою работу лишь пополнением Книжной картотеки новыми материалами и расписыванием для Журнальной картотеки лишь минимального числа важнейших журналов.

Работы над литературной и технической обработкой обоих картотек прекратилось. Прекратилась, также, развернувшаяся перед тем, сложная и глубокая работа по пересмотру разработанной мною по материалам картотек системы классификации литературы по народному образованию, явившейся первым опытом научного построения этой классификации. Естественно было ожидать, что, с окончанием работы по систематическому каталогу, сотрудники, снятые с работы по Картотеке народного образования, будут возвращены на эту последнюю работу. Однако этого не последовало, а с сентября 1933 года была Дирекцией сокращена и занимавшаяся мною штатная должность, вследствии чего капитальные библиографические материалы были оставлены без всякой рабочей силы.

Бросить их в таком положении я, по долгу идейного советского научного работника, не счел себя в праве и подал директору Библиотеки заявление о разрешении мне продолжать работу по библиографии народного образования безвозмездно, на положении внештатного научного консультанта, что было мне разрешено. Вместе с тем, оставшись без заработка, я принужден был обратиться к Комиссии Содействия Ученым с ходатайством о назначении мне пособия впредь до назначения мне пенсии, каковое я получал в течении свыше полугода. Это дало мне материальную возможность непрерывно продолжать работу над материалами Ленинской библиотеки, затрачивая на нее не менее 3-4 часов регулярного систематического труда ежедневно.

В мае 1934 года по соглашению Дирекции Ленинской библиотеки с Дирекцией Центральной библиотеки по народному образованию, без всякого согласования со мной, библиографические материалы по народному образованию переданы Центральной библиотеке и переведены туда.

Условия этой передачи мне сообщены не были.

В продолжении работы в Ленинской библиотеке я разновременно подавал дирекции ряд докладных записок о мерах, необходимых для развития работы, но никаких результатов эти записки не давали.

Сознавая совершенно ненормальное положение в котором находились в Ленинской Библиотеке библиографические материалы по народному образованию, я наконец решился по собственной инициативе найти из него достойный выход. Получив согласие и директивные указания Директора Лениской Библиотеки, я разработал проект учреждения Всесоюзного Информационно-библиографического Бюро народного образования, действующего на базе Лениской библиотеки, и представил его, в порядке личной инициативы, в 1932 году Ученому комитету при ЦИК СССР.

Комитет разослал проект на заключение ряда высших государственных и общественных учреждений.

В ответ были получены в высшей степени благоприятные отзывы от Госплана СССР, Госплана РСФСР, Цекпроса, Высшего Коммунистического Института просвещения,, Общества педагогов-марксистов, Дирекции Лениской библиотеки, Беларусского, Грузинского и Украинского Наркомпросов и др.

Отрицательный отзыв формального характера был прислан только Наркомпросом РСФСР, но в заседании Ученого комитета представитель Наркомпроса эти возражения снял.

Опираясь на полученные отзывы, Ученый комитет одобрил основные положения об учреждении Всесоюзного Бюро народного образования, утвердил проект сметы Бюро (в сумме около 80 тыс. руб. на первый год) и представил вопрос на утверждение ЦИКа.

Однако в заседании ЦИК'а этот проект, по заявлению Директора Лениской библиотеки, был снят с обсуждения. При втором рассмотрении вопроса в Ученом комитете, Директор Ленинской библиотеки заявил, что при настоящих условиях, впредь до окончания постройки нового здания Библиотеки, он не имеет возможности отвести для Бюро никакого помещения, даже и того, которое Картотеки по народному образованию уже занимают. В результате при вторичном обсуждении проект Бюро хотя и собрал большинство голосов пленума Ученого комитета, но вопрос и до настоящего времени не получил законодательного утверждения.

Это уже третья попытка моя вызвать к жизни подобное учреждение, необходимость которого давно уже назрела и которое, по моему глубокому убеждению, имеет крупное научное, практическое и политическое значение.

Первая была сделана при Временном правительстве, вторая и третья - уже при Советской власти. Должен прибавить, что я лично совершенно не стремлюсь к руководящей роли в этом учреждении; оно имеет для меня лично огромное значение, как единственный "настоящий" хозяин начатых много лет назад работ, которому я мог бы с радостью передать весь свой опыт, все свои, еще не осуществленные научные проекты и замыслы, и в числе рядовых научных работников которого, вероятно и мне бы нашлось свое место.

Моя личная работа над библиографическими материалами по народному образованию, переданными Ленинской Библиотеке и составляющими единственное в СССР огромное научно-библиографическое собрание, продолжалось непрерывно почти 43 года, причем оплачивалась она (по крайне низким ставкам б. Государственной библиотеки по народному образованию, а затем Ленинской библиотеки) лишь около 9 лет, а в течении остальных 34 лет производилась совершенно безвозмездно, в порядке научно-общественного труда, в том числе в течении 8 лет уже при Советской власти.

При этом много лет мне приходилось еще затрачивать значительные личные средства на приобретение источников и материалов. Кроме того, во время работы в Лениской Библиотеке, мною были безвозмездно переданы картотекам по народному образованию еще несколько моих личных библиографических работ, в том числе аннотированные карточки на книги, вышедшие в период 1911-1916 гг. и карточки журнальных статей (около 80 изданий) за период 1915-1917 гг. За весь длинный период моей библиографической работы по народному образованию она никогда не протекала в нормальных условиях и никогда не могла быть научно-технически оформлена так, как этого требовали интересы делы. В процессе работы у меня назрели и вполне обдуманны несколько важных проблем ее завершения, дифференцирования и углубления, но никакой возможности реализовать их у меня не было. Не было возможности и наладить аннотированное описание собранных в книжной картотеке материалов; в этом отношении мне удалось, в порядке чисто личной работы, сделать только несколько попыток, еще далеко не завершенных.

Не могу не отметить так же, что, в особенности за последние годы моей работы, я неоднократно наталкивался на взгляд, что ее рамки "слишком широки", "слишком академичны" и что в "практических интересах" они должны быть сужены. Тщетными оставались мои указания на то, что в условиях общего грандиозного социалистического строительства, в частности так же строительства культурно-просветительного и научного - в соответствующих масштабах, конечно не выходящих за пределы глубоко научного, но специального подхода к данному вопросу, необходимо строить и научно-библиографическую базу культурно-просветительной работы и что только при этих условиях она оказывается максимально продуктивной так же и с чисто практических, бесконечно разнообразных точек зрения. Как это на первый взгляд не парадоксально, но высказывание некоторых моих оппонентов представлялись мне чистейшими пережитками общественного лозунга 80-х годов - "Наше время - время широких задач", с которыми я вступил в борьбу с первых же шагов своей научной и общественной деятельности.

Казалось бы, что давно уже пора окончательно и во всех областях похоронить наконец этот лозунг типичнейшего оппортунизма, производящий в настоящих условиях впечатление дикого анахронизма, но тем не менее все еще подчас оказывающего свое крайне вредное "практическое" влияние на действительную жизнь.

С передачей Ленинской Библиотекой созданных мною библиографических материалов по народному образованию в Центральную библиотеку по народному образованию Наркомпроса РСФСР, как мне заявил в беседе 15 июня 1934 г. директор этой библиотеки т. Айзенштадт, я от дальнейшего пополнения их и от научного заведывания ими устранен и это пополнение и заведывание берет на себя лично т. Айзенштадт. Тем самым нарушается столь важное для подобной большой крайне сложной и жалеко еще не завершенной работы преемственность научного труда, что не может не сказаться болезненно на научной стороне работы. Морально-правовой и научной стороны этого решения в отношении лично ко мне предпочитаю не касаться.

В виду находящегося в настоящее время на рассмотрении ЦК партии важного вопроса об учреждении Всесоюзного государственного органа по народному образованию, для которого созданные библиографические материалы по народному образованию иеют совершенно исключительную ценность, я считаю долгом поставить Вас в известность о всем изложенном и предост авляю Вам право использовать это письмо так, как Вы лично сочтете нужным.

С своей сторны, в виду создавшегося положения, я считаю себя свободным от всякой научной и общественной ответственности за дальнейшие судьбы созданных мою капитальных научно-библиографических материалов по народному образованию.

В ближайшее время, по согласованию с т, Айзенштадтом, я исполню только последний необходимый акт передачи ему этих материалов, находящихся ныне в неразобранном виде во вверенной ему библиотеке,

Научный работник - / подпись / (Чарнолуского)

Дата (от руки - Р.Б.): 22 VI 1934

 

(Допечатано): "Адрес: Москва, Б. Грузинская ул., д. 26, кв. 6. Владимир Иванович Чарнолуский.

Дописано (рукой Чарнолуского - Р.Б.):

Не трудно предвидеть, какая судьба ждет мои материалы в руках т. Айзенштадта; о дальнейшей широкой научной постановке их пополнения и разработке не может быть ... [неразборчиво: по смыслу - "и речи" - Р.Б.] что попадет в руки людей типа Айзенштадта [кого-то еще - неразборчиво - Р.Б.] и Ко , которые будут их использовать в своих целях; вместо научной работы получится кустарщина и халтура (конечно высокого типа).

Во всей этой истории самым отвратительным [неразборчиво, - вероятнее всего - "является лицо" - Р.Б.] В.И. Невского с его систематическим лганьем и, в то же время, комплиментами личными и публичными.

Для чего ему эта двуличность и лживость - не понимаю

/подпись/

(Дата) 22.VI.1934

[Первая подпись и само письмо и его дата - фиолетовыми чернилами; приписка от рукиБ подпись и дата под ней - черными - Р.Б.]

Примечания (закладки).

1). Не путать с Государственной библиотекой по народному образованию, образованной в 1939 г. слиянием Центральной библиотеки по народному образованию (непосредственно входящей в структуру Наркомпроса РСФСР) и библиотеки Государственного НИИ школ. Объединение произошло путем слияния фондов, штатных расписаний и самих штатов (в 39 г. с сотрудниками церемонились мало...). Физически библиотека разместилась на территории Гос. НИИ школ (Спартаковская 2а). Директором библиотеки стал Айзенштадт Макс Самуилович (именно его упоминает в своем письме Чарнолусский В.И.). В 1943-44 гг. эта Государственная библиотека по народному образованию и Государственный институт школ составили материальное ядро созданной АПН РСФСР. Чуть позже к наименованию библиотеки прибавилось "им. К.Д. Ушинского". Судьба же 1-ой Государственной библиотеки по народному образованию (Директор Мещерякова - соратница Чарнолуского, до революции прикрывавшая своим титулом ряд его издательских проектов - Педагогических журналов) была предрешена, по категорическому настоянию упоминаемого в письме Невского, разворачивающего свой государственный проект по "глобализации" - "централизация, индустриализация" и т.п. - библиотеки Ленина, перед которой уже замаячил известный нам архитектурный облик...

 

 

 

 

 

 

 

 

abigup.jpg (1163 bytes)

2). Сохранился договор по которому главным условием передачи картотеки в дар Государственной библиотеке по народному образованию было условие по которому Чарнолуский сохранял за собой права на участие в ее судьбе, вплоть до ее возврата в свою собственность. В договоре речь шла и о процентах от гонораров при издании на ее основе библиографических изданий.  

abigup.jpg (1163 bytes)

3). Речь идет о проекте создания Государственной публичной библиотеки. Был разработан и обоснован пакет документов, который был так же "национализирован" вместе со многими другими идеями....  abigup.jpg (1163 bytes)
4). "Библиотека всегда придавала значение организации библиографического аппарата. Со второй половины 1936 года нам пришлось заняться разборкой обширной библиографической картотеки по народному образованию (дореволюционный и советский период), переданной нам Государственной библиотекой СССР им. В.И. Ленина). Факт передачи картотеки и обстоятельства, сопровождавшие его известны лишь отдельным лицам: документы не сохранились. В.И. Чарнолуский, известный деятель по народному образованию. в течении многих лет расписывал книжную и журнальную литературу и классифицировал по своеобразной сложной системе (таблицы классификации опубликованы). Картотека представляла сумму ящиков без приложения документов и в частности без учета источников ( что просмотрено, за какие годы, №№ и т.д.) и тем самым утратила свою ценность. Помня, что картотека является результатом большого труда, мы пересмотрели ее с точки зрения классификации принятой в фундаментальной картотеке по народному образованию и включили соответствующие материалы в нее." (Из воспоминаний Н.А. Зиневича, канд. пед. наук - пришедшего в библиотеку в середине 30-х годов и покинувшего ее по выходу на пенсию, в должности зав. библиографическим отделом. - НА РАО. Ф. 39, оп. 3, д.122, л. 40).  

 

 

 

 

abigup.jpg (1163 bytes)

Публикацию подготовил - Будаков Р.П

[К началу публикации]     [ К  началу раздела ]

Хостинг от uCoz