1900 год - П. Головачев.
Отдельные лица
педагогического мира, преимущественно в
наиболее крупных центрах, встретят реформу с
живою радостью; но нет никакого сомнения, что
педагогическая масса, особенно провинциальная,
не выразит ей желательного сочувствия, так как
этой массе и теперь сравнительно хорошо и
спокойно на тинном ложе школьной рутины. Если
реформа будет действительно капитальной, то она
потребует от самих учителей много нравственной и
умственной работы, отказа от привычных норм и
форм и поэтому, конечно, многими будет встречена
с глухим неодобрением.
1901 год - О.
Кайданова.
Самый страшный враг
педагогического дела - рутина.
<...> Опыт, однако, показал нам одно, могущее
быть утешением в данном случае, а именно: очень
часто педагоги патентованные и стоящие
почему-либо на виду учебные заведения бывают
заражены рутиной, и наоборот: отсутствие ее
приходится встречать порой в самых незаметных,
ничем не прославленных школах. В захолустье
России, в бедных сельских школах приходилось нам
встречать людей, глубоко понимающих свои задачи,
и среди учителей и учительниц, едва
пробивавшихся частными уроками, идейных и
сознательных, развитых деятелей.
1902 год - Е. Лозинский.
Все признаки, накопившиеся
еще в конце девятнадцатого века, говорят за то,
что настоящее столетие будет столетием
«педагогическим», то есть что вопросы о
целесообразной культуре человеческих поколений,
о рациональном воспитании ребенка, о радикальном
оздоровлении материальных и духовных основ
общества займут самое почетное место в ряду
других проблем.
Мы видим уже и теперь, как педагогическая мысль
получает с каждым днем все более широкий размах,
все более глубокий характер. Перед воспитанием
открываются негаданные доселе перспективы,
нравственной и умственной культуре подчиняются
все новые и новые области социальной жизни.
1903 год - Академик А.
Веселовский.
Есть одно обстоятельство,
тяжким гнетом давящее многих. Это - отчуждение и
холодность, все более и более закрадывающиеся в
семейные отношения и ставящие преграду между
родителями и детьми.
Холодные, далекие отношения между двумя
поколениями стали явлением, скорее
усиливающимся, чем уменьшающимся с каждым годом;
старость становится все более и более печальной.
И это, заметьте, отнюдь не в тех только семьях, где
дети далеко шагнули вперед, а родители остались
при взглядах своей юности. Это можно наблюдать в
самых передовых семьях, даже в таких, где отцы
шире смотрят на жизнь, чем дети, проявляющие
иногда более деловитости и практичности.
1904 год - Г. Рокотов.
Только тот, кто знает свое
детство и отчетливо понимает его, кто разобрался
во всех моментах своей школьной поры и оценил
каждый из них по достоинству, и кто никогда не
упускает из виду этого опыта, только такой
наставник способен видеть в учащихся не
безличные фигуры, не манекены, а живые лица с
своеобразными взглядами, понятиями, чувствами,
стремлениями.
1905 год - Е. Синицкий.
Если бы мы стали спрашивать
талантливых людей, - а, конечно, такие именно люди
прежде всего нужны школе, - каковы те минимальные
условия, при которых они могут с любовью работать
над дорогим для них делом, то, вероятно,
выяснилось бы, что люди эти готовы от многого
отказаться, - ибо чего только не приносится в
жертву тому, что действительно дорого душе. Но
вместе с тем выяснилось бы и то, что даже при
великой любви, подвигающей на великие жертвы, нет
сил и права поднять руку на свой собственный дух,
поработить его, отказаться от свободы, т.е.
отказаться от того, чтобы творить дело так, как
велят мои убеждения, моя совесть, мой символ веры
и моя любовь.
1906 год - Г.
Рокотов.
...В то время, когда кругом
происходила всеобщая ломка и общее разрушение,
когда шла ожесточенная борьба между молодой и
отжившей Россией, когда стояли на очереди
вопросы жизни и смерти всего государства, - в это
время положение школы и ее судьба отступили на
задний план, и исчезло всякое представление о том
будущем, в котором они займут подобающее им
внимание.
1907 год - И. Горбунов-Посадов.
В новой школе не будет места
никакому принуждению, никакому насилию над
детской душой, во имя чего бы оно ни
производилось. Там в основу всего будет положена
любовь и такое же глубокое уважение к личности
ребенка, как и к личности каждого взрослого
человека. Там учителя будут не педагогическими
поварами, начиняющими ученические мозги фаршем
учебников, но сотрудниками их в деле искания
истины и знания, с любовью помогающими им своим
опытом и познанием...
1908 год - В. Буткевич.
Наша школа не ставит себе
задачей целостное, гармоническое развитие
личности человека. Она стремится лишь дать
образование, сообщить знания, развить ум. Она
игнорирует чувство и волю учащихся. Это не только
страшно тормозит само образование, препятствует
восприятию и усвоению сообщаемых знаний.
Анатомия живого человеческого «Я» вооружает
против школы и ее деятелей чувства и волю
учеников.
Учащиеся лишены права
оценки, выбора, – они обязаны лишь механически
усвоить урок. Совершается насилие над волей,
находящее себе внешнее выражение в школьной
дисциплине, вызывающее в учащихся чувство
ненависти к насильникам и направляющее их волю
на отпор насилию, на борьбу с ним.
1909 год - Г. Рокотов.
Эти дети, отроки и юноши,
наполняющие школьные стены шумной толпой,
создают обманчивую картину здоровой, нетронутой,
полной сил молодости, Но вглядитесь
попристальней, и вы увидите нечто иное: чахлых,
болезненных и худосочных, узкогрудых детей. Оно и
понятно: эта молодежь – плоть от плоти и кость от
кости родивших ее поколений со всеми их грехами,
дефектами и ненормальностями. На этой молодежи
отпечатано клеймо вырождения, телесные и
духовные силы еще в утробе матери подорваны
алкоголизмом, развратом, излишествами отцов и
предков.
Тяготы борьбы за существование, бедность,
лишения, непосильный труд родителей тоже
оставили свои неизгладимые следы на молодых
поколениях, выросших в материально
необеспеченной среде. Ненормальные и
болезненные дети встречаются, конечно, и в
состоятельных и богатых семьях.
Вот где, в конце - концов, источник того явления,
которое в школе известно только под именем
«тупоумных, слабых, отсталых, негодных
элементов.
1910 год - Л. Ребиндер.
«Давно уже пришли к заключению,
что отметки не только бесполезны, но и вредны, и
есть школы, которые проводят это воззрение на
практике. Тем не менее, большинство учащихся, как
у нас, так и в Западной Европе, все еще находятся
под гнетом отметок. Этому содействует и то
обстоятельство, что встречаются педагоги,
которые, отвергая отметки в теории, боятся
расстаться с ними на практике».
1911 год - В. Вахтеров.
«Последнее десятилетие
поставило пред нами несколько крупнейших
исторических задач, и мы не выдержали этого
экзамена. У нас не оказалось людей, стоящих на
высоте предъявленных к ним требований. Мы
оказались умственными и нравственными
банкротами. Мы зашли в какой-то тупик, из которого
не видно выхода. Среди людей, от которых
несколько лет назад можно было слышать
восторженные речи полные веры и надежды на
лучшее будущее, теперь встречаем угнетенное
настроение, разочарование, уныние, близкое к
отчаянию.
И это побуждает нас с наибольшей серьезностью
отнестись к вопросам образования и воспитания
поколений, идущих нам на смену».
1912 год - Л. Синицкий.
«Вы подходите к дитяти,
которое влияние среды, может быть, заставило
сжаться в комок, оледенило его сердце. И
прикосновением своей руки, своим голосом и
взглядом, теплом своего сердца вы согреваете его
сердце, выпрямляете его душу. Вы зовете его к
новой, лучшей жизни, и благодаря вам, общество
получает новую жизнь».
1913 год - М. Рубинштейн.
«Наша печальная
действительность создала крайне печальные
условия не только для практической жизни, – она
положила свою тяжелую руку и на работу мысли. В
самом незавидном положении оказываются
исследователи педагогических вопросов, так как
применяется простое мерило: кто за это решение,
тот за нас, кто против него тот против нас. И
делается вывод – этот ретроград, а тот сторонник
угнетателей».
1914 год - П. Блонский.
«Сейчас у нас хорошая школа
невозможна, но плохой, хотя и возможной школой
вдохновляться мы не можем. Пусть воспрянет
идеализм педагога. Кому, как не воспитателю людей
будущего, пристало жить и действовать под
властью будущего! Желание идеала рождает реально
хорошее».
1915 год - Я. Мамонтов.
«Если педагог главную цель
своей деятельности видит в содействии
гармоничному росту личности ученика, в
пробуждении и поощрении свободной игры
творческих сил своего класса, то лучшей
методикой преподавания будет та, которая менее
всего насилует педагогическую
индивидуальность».
1916 год - П.П.
Блонский
“Творчество русского ребенка,
развитие в нем инициативы и самодеятельности
есть страхование будущих русских поколений от
упреков подражательности, пассивности,
инертности”.
1917 год - М.М. Рубинштейн.
“Именно теперь становится
особенно ясно как дорог нам вооруженный общими,
специальными и научно-педагогическими знаниями
педагог “Божьею милостью”, педагог- личность,
педагог- художник”.
1918 год - А. В. Луначарский.
“При сколько-нибудь нормальных
условиях внутри школы надо ожидать в ней как
отражения Великой Октябрьской революции,
коренной плодотворной реформы, реформы
настолько всеобъемлющей, что она поставила бы
русскую школу, по крайней мере по принципам,
положенным в ее основу, на первое место в
цивилизованном мире.”
1919 год - П. П. Блонский.
“Культура будущего –
индустриально - коллективистическая культура, и
только то образование, которое приобщается к
этой культуре, есть подлинное образование.
Воспитание максимально сильного и максимально
общественного человека – вот наша конечная
задача. Полная власть над силами природы и полное
участие в жизни человечества – таков наш идеал
".
1920 год - И. М. Гревс.
“Сейчас общеобразовательная
идея заподозривается и ее готовы стеснить,
отдалить на самые низы просветительной работы,
довести понимание ее до уровня грамотности.
Провозглашается, что надо отказаться от общего
образования в угоду насаждения технических
знаний. Нужно вернуться от понятия
профессионального образования к понятию
образования человеческого: прежде человек, потом
мастер или специалист”.
1921 год - П. Ф. Каптерев.
“Педагог есть служитель
вечных законов развития человека и человечества.
Поверх изменчивых политических партий, то
возникающих, то исчезающих, то так, то по- другому
изменяющих свою программу, существует вечный
неизменный путь органического роста всех сил и
отдельной личности и человеческого общества.
Этою царственною дорогою природы,
естественности, органичности и должен идти
педагог, не сворачивая с прямого пути не в какие
стороны”.
1922 год - А. В. Луначарский.
“Схема программ ГУСа есть нечто, в
полном смысле слова замечательное, блестящая
схема. Это целый переворот в деле школьного
образования. Такая вещь, которая, если мы сумеем
ее развить, будет иметь всемирное значение. На
этой программе лежит печать необычайного
изящества структуры”.
1923 год - Б.
Соколов.
“Такова злая ирония судьбы,
что самая чистая, самая хорошая идея, попав в руки
к российским большевикам, при реализации ее в
жизнь превращается в ядовитое растение, дает
ростки необыкновенно вредные, а последствия
самые тяжелые и неисправимые”.
1924 год - К.
Н. Вентцель
"Цель космического воспитания
заключается в том, чтобы довести воспитанника до
"сознания общности своей жизни с жизнью
космической, до сознания того, что он со всем
космосом составляет одно единое нераздельное
целое, которое развивается в каком-то
направлении, и что он, хочет ли этого или не хочет,
так или иначе, принимает то или другое участие в
этом процессе развития космической жизни".
1925 год - М.М. Пистрак.
"К теории
учительство относится довольно безразлично,
даже холодно, иногда даже больше чем холодно.
Причина здесь в том, что масса учительства все
еще придерживается устарелых педагогических
теорий, пришедших к нам в наследство от
буржуазных педагогов. И то, что вводится в
Советской России нового, принимается как
неизбежная, вызванная революцией поправка к
чисто педагогическим теориям".
1926 год - Р. Млиник.
"Учитель не хочет
обладать той педагогической “свободой”,
которая была бы ему предоставлена. На курсах,
конференциях он заявляет, что ему нужна самая
точная регламентация всей его работы, чтобы он
знал, что должен делать и как.
1927 год - А. Евстигнеев - Беляков.
От авторов программ ГУСа
требовали переконструировать школу на новых
началах; учесть все требования современной
педагогики и все данные науки о человеке как
объекте воспитания.
1928 год
- Л. Раскин.
«Фабрика, фабрика,
фабрика без конца.… Не надоест ли это все
ребятам? Не превратится ли для них фабрика в
чудовище, преследующее их на каждом шагу? Не
будет ли снижен объем знаний и навыков,
предусмотренных программами НКП по
природоведению и обществоведению для школ 1
ступени? - Опыт работы убеждает нас в
том, что все эти опасения напрасны».
1929 год
- Л. Раскин.
«Школа должна стать
составной частью работы всей фабрики, всего
городского совета. Она не только культурное, но и
хозяйственное учреждение. Она не только проводит
общественно-полезную работу, но и учит на ней
ребят. Только в этом случае реальное значение
приобретает общественно- полезная работа школы».
1930 год
- А. Поспелов.
«Пора разбить стену между взрослыми
и подростками, тот предрассудок, что взрослые
делают, а подростки только наблюдают из своей
«детской комнаты» - школы, или в лучшем случае
«помогают», а не являются наравне со взрослыми по
мере своих сил и умений участниками всего
процесса социалистического строительства».
1931 год -
И. Фомичев.
«Главной опасностью на
педагогическом фронте является
правооппортунистический уклон, отражающий
влияние буржуазной педагогики. Опасность
правого уклона состоит в отрыве педагогики от
политики, сопротивлении политехнизации школы; в
области методики - правый уклон за возврат старой
словесной школы».
1932 год - Т. Чугуев.
“Педагогический ихтиозавр” задает
ученикам на дом ежедневно переписывать по две
страницы грамматики, потом этой же грамматикой
душит учащихся и в школе. Ученики задыхаются от
этой схоластической плесени и буйно протестуют,
а сей “педагог” недовольно ворчит:
“Окончательно испортилась молодежь. Надо бы
ввести в школе какие-нибудь наказаньица.”
1933 год - Т. Д. Корнейчик.
“Комплексно-проектная система,
враждебная нам политически, методологически и
педагогически, разрушала школу, вела к понижению
грамотности детей”.
1934 год - Ф.И. Бондарев.
"Теоретические споры и дискуссии в
области педагогики велись абстрактно, в отрыве
от опыта массовых школ. Все эти авторы (Пинкевич,
Калашников, Блонский, Шульгин, Крупенина) под
флагом марксизма-ленинизма протаскивали свои
антимарксистские взгляды, являвшиеся, в конечном
счете выражением идеологии враждебных нам
классовых прослоек"
1935 год - С. Гамалов.
“Прекраснейший
человеческий материал – активнейший советский
ребенок, выпал из поля зрения многих и многих
“педагогов”, превратившись в своеобразный
объект для учебы, в серую обезличенную массу”.
1936 год - Б.М. Волин.
“Не надо быть Шульгиным, чтобы
обязательно слыть сторонником глупой
антиленинской теории “отмирания школы”.
Достаточно не обращать внимание на грамотность
учащихся, не развивать у них культуру речи, не
заботиться о безукоризненном порядке в школе. Мы
имеем в жизни нашей школы чрезвычайное обилие
таких фактов, которые нельзя признать
терпимыми”.
1937 год - И.Т. Огородников.
“Оппортунисты и
буржуазные реставраторы в педагогике или
отрицали частные методики, или сводили их к
технике обучения. Вредители, подвизавшиеся на
педагогическом фронте, приложили свою руку к
этому участку работы, держа курс на ликвидацию
частных методик”.
1938 год - Л.И. Красногорская.
“На практике зачастую
вместо того, чтобы поощрять творчество и
инициативу педагога, оказывая ему
систематическую помощь, руководители заранее
проявляют недоверие к его работе и его
творчеству”.
1939 год - Н.Н. Бобровников.
“Школу и практический революционный
опыт масс товарищ Сталин диалектически сочетает,
сохраняя за каждым из них присущее им великое
значение. Как заботливый садовник, наблюдает
товарищ Сталин за формированием и ростом новых
людей в ходе социалистического строительства”.
1940 год - А.Е. Андрианова.
“Как это важно и заманчиво для
каждого из педагогов научить детей четкости
движений и быстрому умению готовиться к работе!
Раз – и левой рукой кладем ненужную книгу в стол.
Два – правой берем нужную тетрадь и кладем ее на
стол. Три – достаем нужную книгу”.
1941 год - Я.Б. Резник.
“Фашистская педагогика помогла
Гитлеру вымуштровать сотни тысяч оглупленных и
растленных кретинов, кровавых убийц и
насильников. Поднявшийся в бой советский народ
смоет с нашей прекрасной планеты грязную
коричневую накипь. И тогда фашистская
педагогика, эта педагогика рабовладельцев XX
века, педагогика исступленных убийц и людоедов,
навеки исчезнет с лица земли”.
1942 год -
Н. Сергеенко
“Велика ответственность
органов народного образования перед страной,
перед трудящимися. Хорошая работа школы, бодрое
настроение школьников придают больше
уверенности, энергии, силы бойцам на фронте,
содействуют успешной работе их матерей на
предприятиях, способствуя тем самым приближению
победы над врагом”.
1943 год -
Н. И. Болдырев
“Мужество, героизм,
изумительные подвиги советских воинов на
фронтах Отечественной войны, бесспорно,
являются, в известной мере, результатом работы
советской школы”.
1944 год -
И. С. Арцис
“Мы верим в силу нашего
народного учителя, который скромно, порой
незримо, без шума и треска, кропотливо выполняет
величайшее дело истории. В трудных условиях
военного времени советские учителя, пламенные
патриоты своей Родины, не жалея сил, без устали
трудятся над воспитанием нашего подрастающего
поколения”.
1945 год -
В. П. Потемкин
“Никто не посмеет
утверждать, что наша школа не выполнила своей
основной воспитательной задачи. Все мы с
гордостью сознаем, что доблестными защитниками
Родины, победителями немецкого фашизма явились и
питомцы советской школы. Советская школа
победила фашистскую школу; советский учитель
победил учителя-фашиста”.
1946 год -
А.К. Бушля
"Большевистская
идейность - основа всего воспитания, образования
и обучения. Только руководствуясь принципами
большевистской партийности, наши кадры
педагогов - теоретиков и практиков - могу успешно
решить задачи коммунистического воспитания,
приобретающего с каждым днем все большее
значение?"
1947 год - С.В. Иванов
" Сознательность - важнейший
принцип обучения в нашей школе. Требования
сознательности в обучении вытекает из стоящей
перед нами великой цели воспитания всесторонне
развитого поколения, способного окончательно
установить коммунизм".
1948 год - Р.Г.
Лемберг
"Обучение не
только просветляет сознание, но прививает
стойкие навыки поведения, формирует волю и
дееспособность подрастающего человека,
укрепляет черты его характера. Советская школа
проявляет требовательность и в этом направлении.
Знания должны способствовать выработке
большевистских черт характера".
1949 год - И.А. Каиров
"Большевистская
партия и Советское государство ставят перед
нашей шкодой в данное время новые, более сложные
и ответственные задачи. Необходимо обеспечить
коренное улучшение всей работы школы и, прежде
всего, повышение идейно-теоретического уровня
учебно-воспитательной работы".
Дальше
Составитель - М.
Богуславский
|