Книжная линия Education+

Книжная линия Education+На главную страницу
Книжная линия Education+ "проходит" через Книжную лавку
ГНПБ  им. К.Д.Ушинского Москва. тел.: 951- 22 - 64

Начало

Выставка Экспертная оценка Списки Лит. агентство
 

 

 

В разделе
"Литературное
агентство"
представлены
книги, нашедшие
и ищущие
издателя.
Представленны
проспекты
рукописей.

На "Книжной
ыставке
"

представлены
новые книги,
поступивщие
в книжную лавку
и представляющие
интерес с точки
зрения ведущего
рубрику
Будакова Р.П.

В разделе
"Экспертная
оценка"

представляются
и оцениваются
книги,
привлекшие
внимание
ведущего
рубрику
д-ра  пед. наук,
профессора
М. Богуславского.

В разделе
"Списки книг"

представлен
перечень книг,
проходящих
через книжную
лавку

 

|

Предлагается к изданию

  Sorry, your browser doesn't support Java(tm).

 

Образование в социокультурном контексте России XIII-XX вв. (Опыт концептуально-понятийного анализа

©  Булкин А.П.


 

Булкин А.П.
Образование в социокультурном контексте
России XVIII-XX вв.
(Опыт концептуально-понятийного анализа)

12 п.л.

Содержание

Введение

Глава I. Концептуальные основы анализа социокультурного контекста образования

§ 1. Концепция трех типов социальных отношений К.Маркса
§ 2. Культурологическая концепция П.Сорокина
§ 3. Ценностные ориентиры образования и воспитания

Глава II. Образование в России XVIII-XX вв.: Социокультурный контекст

§ 1."Образование" и "воспитание" в контексте трех типов культуры России
§ 2. "Ценность образования", "образованность"
§ 3. Сословная и тоталитарная системы образования в России

Глава III. Формальное и реальное образование как две формы педагогического бытия и как стержневая проблема отечественного образования

§ 1. Категории "иметь" и "быть" как философские принципы систематизации ценностей
§ 2. Модусы "иметь" и "быть" в образовании
§ 3. Образование формальное и материальное

Заключение

Примечания


В последние годы в нашей стране наблюдается более чем повышенный интерес к концептуально-понятийному анализу образования. Одним из важнейших свидетельств этого является обращение к новому научному направлению в философии и педагогике - философии образования. И хотя на сегодняшний день нельзя говорить о каком-то устоявшемся концептуальном и теоретическом содержании философии образования, сам факт углубленного теоретико-философского подхода к проблемам образования примечателен.

В свое время немецкий философ и педагог Гербард писал, что философия есть обработка понятий. В предлагаемом исследовании поставлена задача вновь посмотреть на ключевые понятия образования и воспитания, но с позиций концептуального анализа их онтологического бытия в различных контекстых полях - историческом, культурном, социальном, межличностном, ценностном, этическом, что, на взгляд автора, открывает большие гносеологические перспективы в этих сферах общественной жизни и что имеет также прогностическую ценность.

В качестве идейно-теоретического и методологического фундамента и инструментария рассмотрения комплекса проблем Российского общества и отечественного образования впервые в отечественной историографии и педагогике использованы социологические, культурологические и философские концепции (концепция трех типов социальных отношений К.Маркса; культурологическая теория П.Сорокина; социально-философская концепция двух способов существования, разработанная Э.Фроммом; социокультурное понятие "нормативного образа личности"/"личностного образца" Марии Оссовской).

Представляемая вниманию читателей монография является попыткой в нетрадиционном ключе проанализировать некоторые важнейшие аспекты проблем взаимосвязи культуры российского общества и системы образования, в том числе социально-культурную сущность образования; место и роль образования в обществе и культуре; процесс зарождения и становления отечественного образования, его детерминации общественными и культурными условиями и обратное влияние самого образования на общество и культуру. В работе впервые в русской историографии и педагогике исследуется образование как сословная ценность, прослеживается влияние социальной структуры общества на образование и воздействие самого образования на структуирование русского общества, а также выясняются ценностные, стратегические и методологические ориентиры образования.

Охват такого широкого круга вопросов в рамках одного исследования стал возможен потому, что каркасом его выступает понятийно-терминологическая система образования, что предоставляет автору возможность, передвигаясь по узловым понятиям, раскрывать не только их собственное содержание, но и содержание ряда взаимосвязанных понятий и терминов, а через них - раскрытие проблемы в целом. Данный метод предоставляет возможность устанавливать взаимосвязи между разными проблемами образования и педагогики, увидеть динамику их взаимозависимости, когда изменения в одном звене терминологической цепочки влекут перемены в другом. В монографии уточняется содержание не только ключевых понятий, но и понятийно-терминологической системы образования и воспитания в целом.

Предлагаемая монография состоит из Введения, трех глав, Заключения и Примечаний.

Читателю предоставлена возможность следовать за мыслью автора от теоретико-методологических начал к последующему раскрытию специфических и конкретных вопросов отечественного образования, а также от зарождения и становления базовых понятий педагогики до рассмотрения шлейфа сопутствующих им понятий - и всё это подчинено логике перехода от общего к особенному и далее к единичному. Корпус исследования строится на конкретном эмпирическом материале, охватывающем истории России за три последних столетия.

В Примечания, кроме ссылок на цитируемые работы, включены комментарии к тексту, а также цитаты и высказывания из различных источников. Принципиальная позиция автора - бережное отношение к источникам, поэтому он считает, что такое прямое цитирование, хотя и увеличивает объем монографии, необходимо для точной передачи той или иной научной позиции. Кроме того, обращение читателя к прямым цитатам позволит ему лучше ориентироваться в представленных точках зрения и обсуждаемых проблемах.

Монография является научной работой.

Книга может быть использована студентами по курсам - история педагогики, общая педагогика, философии образования, социология образования, культурология, а также при изучении истории этической мысли в России.

Монография рекомендована к печати решением Ученого совета Института теории образования и педагогики РАО от 5 июня 2000 г.

Автор будет благодарен читателям за уточнения и критические замечания, которые можно направлять по адресу электронной почты - oschep@orc.ru

 

Булкин Алексей Петрович, к.и.н.,
ст.н.с. Института теории образования и педагогики РАО.

 


При наличии интереса и практических намерений можно позвонить и по телефону
(095) 951-22-64 (днем),
403-25-27 (с 21 до 23),

Спросить - Ростислава Петровича

Факс: (095) 951-73-56   Ему же сообщение: rpb@adicom.ru

gostart-1.gif (1145 bytes)

|

Начало

Выставка Экспертная оценка Списки Лит. агентство

 

На главную страницу

Хостинг от uCoz