О НПЦ Содействие О Центре
  Услуги Центра Содействие Услуги Центра
  О приеме в аспирантуру и докторантуру О приеме в аспирантуру и докторантуру
  Темы диссертаций
Темы диссертаций
  О публикациях О публикациях
  Спецкурс по западной философии образования Спецкурс по западной
философии образования

Научные-практические мероприятия РАО,   планируемые на 2000 г.
  Услуги Центра Содействие Отделениями
  Услуги Центра Содействие Институтами (Московскими)
  Услуги Центра Содействие Институтами (региональными)

--Оформление диссертации
  Как оформить ссылку на архивный документ Как оформить ссылку
на архивный документ
  Оформление ссылок на Интернет-ресурсы Оформление ссылок на
Интернет-ресурсы

--Внешние ссылки
  Электронный каталог ГНПБ им. К.Д.Ушинского Электронный каталог
ГНПБ им К.Д.Ушинского

  На главную страницу Education+ Home
|

Панель навигации

НПЦ Содействие

Тематика
приоритетных научных исследований


К числу наиболее важных комплексных программ
Российской Академии образования сразу же после учреждения Академии (1992г.) была отнесена и программа
"Стратегия развития образовательных систем".

Несмотря на то, что в полном объеме выполнить задуманный комплекс работ не удалось, опыт составления этой программы заслуживает внимания, поскольку подходы к обоснованию программы и особенно разработанная тематика научных исследований могут оказаться востребованными в будущем.

Программа была ориентирована на проведение междисциплинарных комплексных исследований с участием как академических, так и внеакадемических научных учреждений.

Цель программы: комплексная разработка философско-методологических, теоретических и прикладных х проблем, связанных с прогностическим   обоснованием стратегии развития образования в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях, системное научное обеспечение Федеральной программы развития образования в России на близкую и отдаленную перспективу (ориентировочно до 2005-2010 гг.) с последующим постоянно действующим мониторингом опережающего научно-методического обеспечения основных разделов Федеральной программы с учетом вносимых в них корректив.

Конкретная тематика научных исследований по указанным разделам определяется спецификой соответствующей подсистемы образования и целесообразной степенью детализации объектов исследовательского поиска.
Здесь приводятся наиболее приоритетные темы по каждому из указанных разделов.

(Приводятся по кн.:    Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. - М.: Совершенство,1998. - 605 [2]с.)

 

|


1.   Философско-образовательные
основания стратегии развития образования
в России

1.1. Философия образования в России для ХХI века

1.1.1. Обоснование статуса философии образования как системы междисциплинарных научных знаний

1.1.2. Образование как ценность ( проблемы гармонии государственной, общественной и личностной ценностей образования).Статус и перспективы развития образовательно-педагогической аксиологии.

1.1.3. Образование как система и как сфера образовательных услуг (иерархия образовательных систем в образовании, их преемственность и сущностные особенности).

1.1.4. Образование как процесс (педагогические технологии обучения, воспитания и развития учащихся).

1.1.5. Образование как результат (критериально-оценочные аспекты результативности образовательной деятельности). Проблемы стандартизации в образовании.

1.1.6. Исторические предпосылки развития философии образования в России

1.1.7. Философия образования за рубежом.

1.1.8. Перспективы развития философии образования в России.

1.1.9. Технологические аспекты философии образования (философия образования и социально-педагогическая практика: проблемы взаимоотношений)

1.1.10.  Философско-образовательное обоснование политики и стратегии развития образования в России.

1.1.11.  Образование и менталитет в системе ценностей и приоритетов ХХI века. Менталеобразующие функции образования (сущность и проблемы реализации).

1.2.  Прогнозирование в сфере образования
(методология, теория, практика)

1.2.1. Образование как объект прогностических исследований.

1.2.2.  Методологические основы образовательно-педагогического прогнозирования.

1.2.3.  Образовательно-педагогическая прогностика как наука.

1.2.4.  Методы прогнозирования развития образовательных систем.

1.2.5.  Информационное обеспечение прогностических исследований в образовании.

1.2.6.  Междисциплинарный прогностический мониторинг в образовании.

1.2.7.  Прогностическое обоснование управленческих решений в образовании.

1.2.8.  Методы верификации результатов образовательно-педагогического прогнозирования.

1.2.9.  Федеральные и региональные аспекты образовательно-педагогического прогнозирования (проблемы координации).

1.2.10. Прогнозирование, планирование и проектирование в сфере образования: проблемы взаимоотношений.

1.2.11.  Опытно-экспериментальные методы обоснования перспективных образовательных систем.

1.2.12.   Прогнозирование инновационных процессов в образовании.

1.2.13.   Прогностическое моделирование образовательных систем

1.2.14.   Проблемы дидактической прогностики (прогностическое обоснование целевых и содержательно-процессуальных компонентов систем обучения в общем и профессиональном образовании).

1.3.   Философско-образовательные аспекты обоснования политики и стратегии развития образования в России

1.3.1.  Иерархия целей образовательной политики в России.

1.3.2.  Образовательная политология как наука: статус, проблемы, перспективы.

1.3.3.  Политические приоритеты развития образования в России. Возможные прогностические сценарии динамики российского социума и проблемы образовательной поддержки социально-экономических преобразований.

1.3.4.  Проблемы духовной конвергенции и интеграции социумов и политика в сфере российского образования (цивилизационный аспект образовательной политологии).

1.3.5.  Образовательная политология за рубежом.

1.3.6.  Образовательная политика и образовательная стратегия (проблемы взаимоотношений).

1.3.7.  Образовательная политика и право.

1.3.8.  Проблемы реализации и междисциплинарного обеспечения стратегических программ развития российского образования. Федеральная программа развития образования как механизм реализации законодательных актов об образовании.

1.3.9.  Федерально-региональные аспекты политики и стратегии в сфере российского образования. Централизация и децентрализация управления в образовании. Зоны управленческой компетентности.

1.3.10.  Единое образовательное пространство России как фактор целостности Российской Федерации.

1.3.11.  Проблемы интеграции политических и образовательных доктрин российского образования в едином международном культурно-образовательном пространстве.

 

|

 
2. Личность в системе непрерывного образования

2.1. Личностно-ориентированная парадигма развития образования в России

2.1.1. Развитие личности как высший приоритет образовательной деятельности на всех ступенях образования.

2.1.2. Личность как объект системного исследования.

2.1.3. Проблемы диагностики способностей

2.1.4. Психодиагностические методы ориентации и профориентации.

2.1.5. Междисциплинарные проблемы индивидуализации образования.

2.1.6. Психолого-физиологические особенности учащихся разных возрастных категорий и проблемы адаптации к ним педагогических технологий.

2.1.7.  Учащийся как субъект педагогического процесса.

2.1.8. Образование и здоровье учащихся.

2.1.9. Личностные аспекты профориентации, профессионального самоопределения, профотбора и профадаптации.

2.1.10. Междисциплинарные проблемы семейного воспитания.

2.1.11. Проблемы коррекционной педагогики.

2.1.12.  Педагогические технологии работы с одаренными учащимися.

2.1.13. Технологические аспекты гуманизации и гуманитаризации образовательных систем.

2.1.14.  Эмоциональная сфера межличностных отношений в образовании.

2.2.   Нравственное становление личности

2.2.1. Духовность и нравственность: философско-методологические основания формирования средствами образования.

2.2.2.  Категория "Веры" в образовании. Проблемы гармонии Знания и Веры. Религиозные и нерелигиозные основания Веры. Понятие "Смысл жизни" и возможности образования в личностно-ориентированном движении к его познанию.

2.2.3.  Нравственные ценности: гармония общечеловеческого и национального.

2.2.4.  Религиозно-этические основания нравственного воспитания.

2.2.5.  Воспитание: необходимость новой парадигмы.

2.2.6. Воспитание как организация жизнедеятельности и жизнетворчества на разных ступенях образования.

2.2.7. Образование, культура, искусство: проблемы взаимодействия в нравственном становлении учащихся.

2.2.8. Педагогические технологии нравственного воспитания

2.2.9. Критериально-оценочные и диагностические основания оценки результативности нравственного воспитания

2.2.10. Нравственные аспекты российской ментальности: проблемы трансляции ментальных ценностей российского социума средствами образования. Проблемы взаимоотношений и взаимообогащения российских и общечеловеческих ментальных ценностей.

2.3.  Дидактические аспекты развития личности

2.3.1.  Качество образования в аспекте развития личности.

2.3.2.  Механизмы целеполагания в обучении.

2.3.3.  Доступность обучения как фактор отбора содержания образования. Проблемы взаимоотношений научности и доступности в обучении.

2.3.4.  Межличностные (субъектно-субъектные) отношения в педагогическом процессе.

2.3.5.  Деятельностные аспекты обучения.

2.3.6.  Общение как проблема организации обучения.

2.3.7. Междисциплинарные основания дифференциации образования.

2.3.8.  Мотивация и стимулирование в обучении.

2.3.9. Оценка результативности обучения: проблемы критериев и контрольно-оценочных процедур

2.3.10.  Дидактические основания непрерывного образования: проблемы преемственности в формировании личности

|


3. Образование, социально-экономическая
и социокультурная среда

3.1. Образование и экономика

3.1.1. Проблемы взаимосвязи образования и экономики. Образовательные факторы развития экономики в России. Экономические факторы развития образования.

3.1.2. Образование в условиях рыночной экономики.

3.1.3. Образование и динамика трудовых ресурсов

3.1.4. Квалификация работников умственного и физического труда и проблемы развития образования.

3.1.5. Экономические аспекты взаимосвязи общего и профессионального образования.

3.1.6. Научно-технические и технологические инновации и проблемы прогнозирования содержания образования.

3.1.7. Проблемы формирования инициативы и ответственности в аспекте проблем рыночной экономики и занятости.

3.1.8. Повышение квалификации и переподготовка специалистов и рабочих в условиях рыночной экономики.

3.1.9. Экономические отношения предприятий и образовательных учреждений.

3.1.10. Проблемы экономического образования (экономическая функциональная грамотность, экономическая образованность, экономический профессионализм, экономическая культура: проблемы формирования).

3.1.11.  Финансово-экономическое обеспечение развития образовательной сферы (источники и методы финансирования).

3.2.  Образование и социальная среда

3.2.1.  Механизмы взаимосвязи и взаимодействия образования и социальной среды

3.2.2. Социальная педагогика (статус, проблемы, перспективы)

3.2.3.  Социальные последствия образовательной деятельности.

3.2.4.  Образование и проблемы межнациональных и межэтнических отношений.

3.2.5.  Образование и обеспечение прав и свобод человека.

3.2.6.  Роль образования в построении демократического гражданского общества в России

3.2.7.  Образование и средства массовой информации (проблемы формирования общественного мнения, общественного сознания, индивидуального и общественного менталитета).

3.2.8.  Образование и проблемы борьбы с преступностью.

3.2.9.  Международный опыт взаимодействия образования и социума.

3.2.10.  Социальные предпосылки образовательных реформ.

3.2.11.  Федеральные, региональные и муниципальные особенности взаимодействия образования и социальной среды.

3.3.  Образование и культура

3.3.1.  Образовательные функции культуры.

3.3.2.   Культурообразующие функции образования.

3.3.3.  Механизмы взаимодействия образования и культуры.

3.3.4.  Культурологические аспекты менталеобразования в сфере образования.

3.3.5.  Проблемы диалога культур в сфере образования ( технологический аспект).

3.3.6. Образование и формирование культуры личности: аспектный подход ( образование и формирование политической, правовой, экономической, экологической, информационной и других видов культуры).

3.3.7.  Образование и культура речевого общения.

3.3.8.  Культура педагогической деятельности.

3.3.9.  Культурологические аспекты педагогического образования.

3.3.10.   Культурологические аспекты международного сотрудничества в образовании.

3.3.11.  Культура научно-исследовательского труда в сфере образования.

3.3.12.   Образование, нравственность, культура, менталитет: проблемы взаимоотношений.

|


4. Теоретические и прикладные проблемы
развития образовательных систем

4.1. Теоретические основания построения и
функционирования образовательных систем

4.1.1. Понятие "образовательная система". Типология образовательных систем.

4.1.2. Компоненты образовательных систем - цели, содержание, методы, средства и организационные формы образовательной деятельности. Проблемы системного научного обоснования.

4.1.3. Инвариантные подходы к конструированию образовательных систем и их компонентов.

4.1.4. Система непрерывного образования : системообразующие параметры, проблемы преемственности, условия обеспечения целостности.

4.1.5. Интеграция наук об образовании в обосновании развития целостной системы непрерывного образования.

4.1.6. Уровневая и профильная дифференциация образовательных систем: проблемы вариатизации и дифференциации образования.

4.1.7. Система образования в общественной макросистеме.

4.1.8. Кибернетические категории "большая система", "макросистема", "суперсистема" в иерархии образовательных систем и их взаимодействии.

4.1.9. Международный опыт построения и оптимизации образовательных систем.

4.1.10. Проблемы комплексной оценки функционирования и результативности образовательных систем.

4.2. Система дошкольного
и семейного образования и воспитания

4.2.1. Психолого-физиологические основания дошкольного образования и воспитания. Функции дошкольного образования.

4.2.2. Вариативность целей дошкольного образования. Проблемы адаптации к индивидуальным особенностям детей.

4.2.3. Содержание образования детей дошкольного возраста. Проблемы доступности.

4.2.4. Специфика организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

4.2.5. Семейное воспитание: сущность, проблемы. перспективы.

4.2.6. Типология дошкольных воспитательных учреждений. Проблемы управления.

4.2.7. Средства образования в дошкольных образовательных учреждениях. Дидактические особенности игровой деятельности детей.

4.2.8. Учебная книга и методические пособия в системе дошкольного образования.

4.2.9. Здоровье ребенка: социальные и образовательные проблемы.

4.2.10. Преемственность дошкольного и школьного образования.

4.2.11. Международный опыт организации дошкольного и семейного образования и воспитания.

4.2.12. Системное обеспечение деятельности дошкольных образовательных учреждений (финансовое,. кадровое, материально-техническое, правовое, учебно-методическое).

4.3. Система общего среднего образования.

4.3.1. Общеобразовательная школа как базовое звено в системе непрерывного образования.

4.3.2. Типология общеобразовательных учебных заведений.

4.3.3. Вариативность государственных и негосударственных общеобразовательных систем.

4.3.4. Проблемы развития сельской школы России.

4.3.5. Проблемы развития национальной общеобразовательной школы.

4.3.6. Обоснование государственных стандартов общего среднего образования.

4.3.7. Трудовое обучение и начальная профессиональная подготовка в системе общего среднего образования.

4.3.8. Прогностическое моделирование и опытно-экспериментальная апробация новых типов общеобразовательных учреждений.

4.3.9. Профориентация в системе общего среднего образования.

4.3.10. Инновационные школы России: Проблемы оценки инновационного опыта

4.3.11. Международный опыт организации общего среднего образования.

4.3.12. Системное обеспечение деятельности общеобразовательных учебных заведений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

4.3.13. Преемственность систем общего среднего образования с системами профессионального образования.

4.4. Начальное и среднее
профессиональное образование

4.4.1. Правовой и содержательный статус начального и среднего профессионального образования.

4.4.2. Социально-экономические факторы развития начального и среднего профессионального образования в России.

4.4.3. Прогностическое обоснование систем начального и профессионального образования.

4.4.4. Научное обоснование государственных стандартов начального и среднего профессионального образования.

4.4.5. Прогностическое обоснование целей и содержания начального и среднего профессионального образования. Понятие "прогностической профессиональной модели" рабочего (специалиста) соответствующего профиля и квалификации. Методология и методика построения моделей.

4.4.6. Междисциплинарный подход к обоснованию содержания начального и среднего профессионального образования.

4.4.7. Педагогические технологии в системе начального и среднего профессионального образования.

4.4.8. Типология учебных заведений данной системы.

4.4.9. Взаимосвязи учебных заведений с промышленными предприятиями

4.4.10. Проблемы взаимосвязи общего среднего и профессионального образования.

4.4.11. Системное обеспечение деятельности учебных заведений начального и среднего профессионального образования.

4.4.12. Международный опыт организации начальной профессиональной подготовки учащихся.

4.4.13. Проблемы лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений этой системы.

4.5. Высшее профессиональное образование

4.5.1. Роль и место высшей школы в российском социуме (прошлое, настоящее, будущее).

4.5.2. Проблемы оценки качества высшего профессионального образования.

4.5.3. Проблемы интеграции науки и образования в высших учебных заведениях России.

4.5.4. Обоснование целей высшего профессионального образования (инвариантный уровень)

4.5.5.  Проблемы обоснования содержания образования в высшей школе.

4.5.6. Образовательные технологии в высшей школе: состояние и тенденции развития. Инновационные процессы в организации образовательного процесса в высших учебных заведениях.

4.5.7. Международный опыт организации высшего профессионального образования.

4.5.8. Высшая школа и интеллектуальный потенциал российского социума (системный анализ).

4.5.9.  Проблемы нравственного воспитания студентов в высшей школе. Педагогическая категория "воспитание" применительно к высшей школе.

4.5.10. Кадровый потенциал высшей школы России ( тенденции и прогнозы).

4.5.11. Финансовое и материально-техническое обеспечение высшего профессионального образования.

4.5.12. Правовые аспекты негосударственного высшего образования. Проблемы лицензирования, аттестации и аккредитации высших учебных заведений.

4.5.13. Информационное обеспечение педагогического процесса в высших учебных заведениях. Пути развития дистанционных методов обучения с помощью телекоммуникационных сетей.

4.5.14. Проблемы управления и самоуправления в сфере высшего профессионального образования.

4.5.15. Высшее педагогическое образование: состояние, тенденции, перспективы развития.

4.6.  Образование взрослых

4.6.1. Междисциплинарный анализ понятия "образование взрослых". Возможные дефиниции.

4.6.2. Образование взрослых как объективная необходимость.

4.6.3. Типология образовательных возможностей для взрослого населения России.

4.6.4. Специфика образования взрослых: психолого - педагогический анализ

4.6.5.  Мотивация и стимулирование образования взрослых.

4.6.6. Общее и профессиональное образование взрослых. Правовой статус образовательных учреждений.

4.6.7. Проблемы повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов в учебных заведениях разного типа.

4.6.8. Специфика организации педагогического процесса в системе образования взрослых. Проблемы преемственности.

4.6.9. Неформальное образование взрослых в России.

4.6.10. Проблемы лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений этой системы.

4.6.11. Междисциплинарные аспекты самообразования.

4.6.12. Международный опыт организации образования взрослых. Образование взрослых как сфера образовательных услуг.

4.6.13. Системное обеспечение образования взрослых (источники финансирования, проблема самоокупаемости, кадровое, научно-методическое и материально-техническое обеспечение).

|
Обновление: 26 Март 2000 г.

вверх Вверх, к панели управления

линия

О НПЦ Содействие О Центре  Услуги Центра Содействие Услуги Центра  О приеме в аспирантуру и докторантуру О приеме в аспирантуру и докторантуру  Темы диссертаций Темы диссертаций
О публикациях О публикациях    Спецкурс по западной философии образования Спецкурс по западной философии образования
Научные-практические мероприятия РАО,   планируемые на 2000 г.
  Услуги Центра Содействие Отделениями  Услуги Центра Содействие Институтами (Московскими)  Услуги Центра Содействие Институтами (региональными)
 Как оформить ссылку на архивный документ Как оформить ссылку на архивный документ  Оформление ссылок на Интернет-ресурсы Оформление ссылок на Интернет-ресурсы
Электронный каталог ГНПБ им. К.Д.Ушинского Электронный каталог ГНПБ им К.Д.Ушинского  На главную страницу Education+ Home

На главную страницу

Хостинг от uCoz