О НПЦ Содействие О Центре
  Услуги Центра Содействие Услуги Центра
  О приеме в аспирантуру и докторантуру О приеме в аспирантуру и докторантуру
  Темы диссертаций Темы диссертаций
  О публикациях О публикациях
  Спецкурс по западной философии образования
Спецкурс по западной
философии образования

Научные-практические мероприятия РАО,   планируемые на 2000 г.
  Услуги Центра Содействие Отделениями
  Услуги Центра Содействие Институтами (Московскими)
  Услуги Центра Содействие Институтами (региональными)

--Оформление диссертации
  Как оформить ссылку на архивный документ Как оформить ссылку
на архивный документ
  Оформление ссылок на Интернет-ресурсы Оформление ссылок на
Интернет-ресурсы

--Внешние ссылки
  Электронный каталог ГНПБ им. К.Д.Ушинского Электронный каталог
ГНПБ им К.Д.Ушинского

  На главную страницу Education+ Home
|

Панель навигации

НПЦ Содействие

|просто цветочек

 

Платонов В.В.     Программа спецкурса лекций (12 - 16 час.).

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
неклассические течения 40 - 90 гг. XX века.

Специализированная философия образования - новая исследовательская область педагогического знания и философии, возникающая на Западе в сер. XIX в. Ее источники: 1. Общая философия; 2. Опыт педагогической практики, его философско-мировоззренческое обобщение; 3. Общественно-политические, педагогические движения, их мировоззренческие идеи; 4.Специальные науки, изучающие образование, связанные с ними философские проблемы и обобщения.

Обособление образования в автономную сферу гражданского общества. Проблемы самоопределения образовательного знания и ценностей, новая, диалогическая форма их взаимодействия с философией: восхождение образовательного знания к системам современной общей философии с их одновременной трансформацией и координацией соответственно этому знанию. Предмет специализированной ф. о.: наиболее общие основания картины образовательной действительности, методологии ее познания и ценностного осмысления, методологии целеполагания, проектирования и практической деятельности (педагогическкой, управленческой , политической и др.).

Основное размежевание между направлениями ф. о.,отражающее два подхода к человеку как субъекту образования: эмпирико-аналитические направления, ориентированные на соответствующие науки о человеке как типологическом существе, определяемом законами (биол., соц.) и гуманитарные направления в которых человек трактуется как личность, уникальная индивидуальность, раскрываемая в гуманитарных дисциплинах, а также во вненаучном сознании (этическом, эстетическом, мировоззренческом и др.).

Современная философская мысль в области образования в России: от идеологизированной философии "закрытого общества" к плюрализму частичных философских обобщений в контекстах спонтанных мировоззрений (сциентистских и антисциентистских). Игнорирование западного опыта построения теоретических систем специализированной ф. о.

Эмпирико-аналитические направления.

Роль эмпирико-аналитических наук в познании человека, общества, образования. Несостоятельность сциентизма, абсолютизирующего эту роль.Философско-педагогические концепции с позций бихевиоризма, гештальтизма, психоанализа, кибернетики.

Аналитическая философия образования - с нач. 60-х гг. XX века в США, Англии, Австралии (И. Шеффлер, Р.С. Питере, Е. Макмиллан, Д. Солтис и др.). Выход из логического позитивизма к философии позднего Л. Витгенштейна. Интеграция образовательного знания методом логического анализа языка, употребляемого в практике образования: выявление содержания основных терминов ("образование", "обучение" и т.п.), "логической геграфии" их связей. Выведение человека, его автономии, а также целей образования из требований общества, демократии. Ограничение содержания образования критериями научной проверяемости. Акцентирование самостоятельности мышления, критика "индоктринации" -внушения идеологических доктрин без анализа корректности их исходных посылок. Обоснование ф. о. как учебной дисциплины. "Сдвиг парадигмы" в 80-е гг. от аналитического подхода, вербализма, "абстрактного человека" Пиаже -Кольберга и "индустрии" его обучения к диалогу с гуманитарными направлениями ф. о.

Критико-раиионалистическая ф. о. (в духе К. Поппера) - с нач. 60-х гг. (В. Брецинка, Г. Здарцил, Ф. Кубэ, Р. Лохнер и др.). Обоснование "опытно-научной педагогики, дистанцированной от ценностей и умозрительной философии. Критика наивного эмпиризма, не понимающего, что опыт не самодостаточен, а его диапазон определяется теоретическими позициями. Педагогика - прикладная дисциплина не столько психологии, сколько социологии. "Поэлементарная социальная инженерия" против "холизма" - широкоохватного долгосрочного планирования в педагогической практике и в проектировании образовательных институций. Критика иррационализма, а также тоталитарного подхода в образовании и педагогческом мышлении. Воспитание критически-проверяющего разума и соответствующего стиля жизни - в противоположность педагогике "ковша и воронки", "типографирующей" конформистов. Латентный образ человека как существа "социологического" или даже "научного". Эволюция в сторону диалога с гуманитарными направлениями ф. о. в 80-90 гг.

Гуманитарные направления.

Самоопределение гуманитарных наук к концу XIX в. и последующий антропологический поворот в философии в 20-е годы, его одностороннее понимание в антисциентизме.

Гуманитарная педагогика - из философии жизни В. Дильтея в соединении с пониманием духовной культуры в стиле гегелевского "духа народа", неокантианского "царства ценностей" и т.п.(Г.Нолль,В.Флитнер,Е.Венигер и др.). Связь с общественно-педагогическим движением за реформу образования в Германии в первой трети XX века. Акцентирование гуманитарного подхода в ущерб эмпирико-аналитическому. Сущность человека - человечность (humanitas), которая трактуется в отрыве от биосоциальной детерминации - как духовность. сводимая к спонтанным самовыражениям (т,е„ к "экзистенции") личности в межличностных отношениях, их фиксациям в соответствующих подразделениях духовной культуры (в нравственности, искусстве, стихийных мировоззрениях). Духовность - основа автономии человека.в частности, и как субъекта образования; проявляется в "педагогической антиномии"- между самоутверждающимся учеником и школьными требованиями; ее разрешение через "педагогическое отношение": диалог, герменевтическое "слушание" интенций ученика. "Адвокатская защита" воспитуемого от шаблонных требований, коррекция учебных программ, гуманизация школы. Программа автономии педагогической науки, а также системы образования в отношении к политике, церкви, идеологии и т.п. Неясность возможностей технологизации и трансляции герменевтического подхода, неопределенность меры автономии.

Культурологический подход К.Кершенштейнера, а также Э.Шпрангера. Экзистенциально-диалогическая ф. о. М.Бубера. Гуманистическая педагогика К.Роджерса.

Конструктивные системы.

Педагогическая антропология (И. Дерболав, О.Ф. Больнов, Г. Рот, М.И. Лангевельд, П. Керн, Г.-Х. Виттиг, Е. Майнберг и др.) - опирается на философскую антропологию (М. Шелер, Г. Плесснер, А. Портман, Э. Кассирер и др.), Поиск синтеза экзистенциальных и культурологических частичностей внутри гуманитарного подхода, и далее, всего этого подхода с эмпирико-аналитическим знанием. Разработка на этой методологической основе образа человека в пространстве образования (homo educandus). В эмпирико-аналитический образ человека как существа биосоциального втягивается третье измерение - духовность как основа высшей автономии: не только "активность" в рамках объективных законов, но формирование "смыслов" (установок, идей. целей и т.п.), которые определяют поведение человека, конкурируя с объективной детерминацией.

Анализ в приложении к реалиям образования определений и фунций духовного как "третьего фактора" индивидуального развития. Человек как автономное существо, которое участвует в своем образовании. Антропология детства - о врожденных задатках духовности. Личностно-ориентированная концепция образования, акцентирующая диалог с учеником как автономным субъектом, коррекцию на этой основе педагогического планирования. Критика натуралистических , а также спиритуалистических концепций в философии образования.

Критико-эмансипаторская философия образования. Ее основатели - К. Молленхауер, В. Бланкерц, В. Лемперт, В. Клафки, которые в конце 60-х годов вышли из пед. антропологии. Направленность на синтез гуманитарного и эмп.-аналит. подхода с тяготением к последнему. Критика гуманитарных концепций, недооценивающих обусловленность образования противоречиями индустриального общества - модерна с его отчужденными социально-политическими и технологическими структурами. Ориентация на франкфуртскую философию неомарксизма М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Ф. Маркузе, Ю. Хабермаса. Неправомерность отрыва образования от политики; она конституирует педагогику, обязывая "воспитывать так, чтобы не повторился Освенцим" (Адорно). Вовлечение образования в политические движения за эмансипацию личности и межличностных отношений от господства отчужденных структур и идеологий. Воспитание субъектов эмансипации, способных к свободному дискурсу (критиковать, а не воспринимать), к саморефлексии, преодолению отчуждения внутри себя, зрелости как способности противостоять навязыванию взглядов.

"Поворот к повседневности".

Реакция на бюрократизм макроструктурных реформ общественного устройства, образования. "Новые социальные движения": культ самовыражения личности в малых группах, отказ от социально-политических целей. Постмодернистская ф. о. - Д. Ленцен, В. Фишер, К. Вюнше, Г. Гизеке в Германии, С. Ароновитц, У. Долл и др. в США. Против "диктата" теорий, систем в педагогике за "демократичность", плюрализм самоценных практик, "депрофессионализацию" философии. Смыкание с "антипедагогикой " А. Иллича и П. Фрейре (Лат., Амер.). Подъем феноменологической ф. о. Экологическая педагогика.

Дискуссия о кризисе образования и педагогического мышления как отражение "духовной ситуации времени" - "кризиса смысла" - трудностей в определении жизненных целей и идеалов личности и общества в условиях современной научно-технической цивилизации. Конвергентные тенденции в современной ф. о.

Литература:

В русском переводе нет работ представителей западной ф.о., рассматриваемой в спецкурсе. Нет и исследований ее основных направлений и общей картины их взаимодействия, за исключением одной школы:
Куликов П.К. Педагогическая антропология.М., 1986.

Некоторые публикации отечественной
философской мысли в области образования:

Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного "круглого стола ") // Вопр. философии. - 1995 - N 11;
Философия образования: "Круглый стол" журнала "Педагогика" // Педагогика. 1995. N 3;
Философия образования для XXI века. Сб. статей / Ред.-сост. Н. Н. Пахомов, Ю. Б. Тупталов. - М.,1992;
Философия образования. Сб. науч. статей / Ред. А.Н.Кочергин. - М.,1996;
Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.,1998.

Работы русских философов нач. XX в.:

Розанов В. В. Сумерки просвещения.- M.,I 990;
Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,1995.

Владимир Васильевич Платонов.
(вед. научн. сотр. Ин-та инноваций)

|

вверх вверх к панели навигации

линия

О НПЦ Содействие О Центре  Услуги Центра Содействие Услуги Центра  О приеме в аспирантуру и докторантуру О приеме в аспирантуру и докторантуру  Темы диссертаций Темы диссертации
О публикациях О публикациях   Спецкурс по западной философии образования
Спецкурс по западной философии образования
Научные-практические мероприятия РАО,   планируемые на 2000 г.
  Услуги Центра Содействие Отделениями  Услуги Центра Содействие Институтами (Московскими)  Услуги Центра Содействие Институтами (региональными)
 Как оформить ссылку на архивный документ Как оформить ссылку на архивный документ  Оформление ссылок на Интернет-ресурсы Оформление ссылок на Интернет-ресурсы
Электронный каталог ГНПБ им. К.Д.Ушинского Электронный каталог ГНПБ им К.Д.Ушинского  На главную страницу Education+ Home

к главной странице

Хостинг от uCoz