4. Теоретические и прикладные
проблемы
развития образовательных систем
4.1. Теоретические
основания построения и
функционирования образовательных систем
4.1.1. Понятие "образовательная
система". Типология образовательных систем.
4.1.2. Компоненты образовательных систем
- цели, содержание, методы, средства и
организационные формы образовательной
деятельности. Проблемы системного научного
обоснования.
4.1.3. Инвариантные подходы к
конструированию образовательных систем и их
компонентов.
4.1.4. Система непрерывного образования :
системообразующие параметры, проблемы
преемственности, условия обеспечения
целостности.
4.1.5. Интеграция наук об образовании в
обосновании развития целостной системы
непрерывного образования.
4.1.6. Уровневая и профильная
дифференциация образовательных систем: проблемы
вариатизации и дифференциации образования.
4.1.7. Система образования в
общественной макросистеме.
4.1.8. Кибернетические категории
"большая система", "макросистема",
"суперсистема" в иерархии образовательных
систем и их взаимодействии.
4.1.9. Международный опыт построения и
оптимизации образовательных систем.
4.1.10. Проблемы комплексной оценки
функционирования и результативности
образовательных систем.
4.2. Система
дошкольного
и семейного образования и воспитания
4.2.1. Психолого-физиологические
основания дошкольного образования и воспитания.
Функции дошкольного образования.
4.2.2. Вариативность целей дошкольного
образования. Проблемы адаптации к
индивидуальным особенностям детей.
4.2.3. Содержание образования детей
дошкольного возраста. Проблемы доступности.
4.2.4. Специфика организации
педагогического процесса в дошкольных
образовательных учреждениях.
4.2.5. Семейное воспитание: сущность,
проблемы. перспективы.
4.2.6. Типология дошкольных
воспитательных учреждений. Проблемы управления.
4.2.7. Средства образования в дошкольных
образовательных учреждениях. Дидактические
особенности игровой деятельности детей.
4.2.8. Учебная книга и методические
пособия в системе дошкольного образования.
4.2.9. Здоровье ребенка: социальные и
образовательные проблемы.
4.2.10. Преемственность дошкольного и
школьного образования.
4.2.11. Международный опыт организации
дошкольного и семейного образования и
воспитания.
4.2.12. Системное обеспечение
деятельности дошкольных образовательных
учреждений (финансовое,. кадровое,
материально-техническое, правовое,
учебно-методическое).
4.3. Система общего
среднего образования.
4.3.1. Общеобразовательная школа как
базовое звено в системе непрерывного
образования.
4.3.2. Типология общеобразовательных
учебных заведений.
4.3.3. Вариативность государственных и
негосударственных общеобразовательных систем.
4.3.4. Проблемы развития сельской школы
России.
4.3.5. Проблемы развития национальной
общеобразовательной школы.
4.3.6. Обоснование государственных
стандартов общего среднего образования.
4.3.7. Трудовое обучение и начальная
профессиональная подготовка в системе общего
среднего образования.
4.3.8. Прогностическое моделирование и
опытно-экспериментальная апробация новых типов
общеобразовательных учреждений.
4.3.9. Профориентация в системе общего
среднего образования.
4.3.10. Инновационные школы России:
Проблемы оценки инновационного опыта
4.3.11. Международный опыт организации
общего среднего образования.
4.3.12. Системное обеспечение
деятельности общеобразовательных учебных
заведений на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях.
4.3.13. Преемственность систем общего
среднего образования с системами
профессионального образования.
4.4. Начальное и
среднее
профессиональное образование
4.4.1. Правовой и содержательный статус
начального и среднего профессионального
образования.
4.4.2. Социально-экономические факторы
развития начального и среднего
профессионального образования в России.
4.4.3. Прогностическое обоснование
систем начального и профессионального
образования.
4.4.4. Научное обоснование
государственных стандартов начального и
среднего профессионального образования.
4.4.5. Прогностическое обоснование целей
и содержания начального и среднего
профессионального образования. Понятие
"прогностической профессиональной модели"
рабочего (специалиста) соответствующего профиля
и квалификации. Методология и методика
построения моделей.
4.4.6. Междисциплинарный подход к
обоснованию содержания начального и среднего
профессионального образования.
4.4.7. Педагогические технологии в
системе начального и среднего профессионального
образования.
4.4.8. Типология учебных заведений
данной системы.
4.4.9. Взаимосвязи учебных заведений с
промышленными предприятиями
4.4.10. Проблемы взаимосвязи общего
среднего и профессионального образования.
4.4.11. Системное обеспечение
деятельности учебных заведений начального и
среднего профессионального образования.
4.4.12. Международный опыт организации
начальной профессиональной подготовки учащихся.
4.4.13. Проблемы лицензирования,
аттестации и аккредитации учебных заведений
этой системы.
4.5. Высшее
профессиональное образование
4.5.1. Роль и место высшей школы в
российском социуме (прошлое, настоящее, будущее).
4.5.2. Проблемы оценки качества высшего
профессионального образования.
4.5.3. Проблемы интеграции науки и
образования в высших учебных заведениях России.
4.5.4. Обоснование целей высшего
профессионального образования (инвариантный
уровень)
4.5.5. Проблемы обоснования
содержания образования в высшей школе.
4.5.6. Образовательные технологии в
высшей школе: состояние и тенденции развития.
Инновационные процессы в организации
образовательного процесса в высших учебных
заведениях.
4.5.7. Международный опыт организации
высшего профессионального образования.
4.5.8. Высшая школа и интеллектуальный
потенциал российского социума (системный
анализ).
4.5.9. Проблемы нравственного
воспитания студентов в высшей школе.
Педагогическая категория "воспитание"
применительно к высшей школе.
4.5.10. Кадровый потенциал высшей школы
России ( тенденции и прогнозы).
4.5.11. Финансовое и
материально-техническое обеспечение высшего
профессионального образования.
4.5.12. Правовые аспекты
негосударственного высшего образования.
Проблемы лицензирования, аттестации и
аккредитации высших учебных заведений.
4.5.13. Информационное обеспечение
педагогического процесса в высших учебных
заведениях. Пути развития дистанционных методов
обучения с помощью телекоммуникационных сетей.
4.5.14. Проблемы управления и
самоуправления в сфере высшего
профессионального образования.
4.5.15. Высшее педагогическое
образование: состояние, тенденции, перспективы
развития.
4.6. Образование
взрослых
4.6.1. Междисциплинарный анализ понятия
"образование взрослых". Возможные
дефиниции.
4.6.2. Образование взрослых как
объективная необходимость.
4.6.3. Типология образовательных
возможностей для взрослого населения России.
4.6.4. Специфика образования взрослых:
психолого - педагогический анализ
4.6.5. Мотивация и стимулирование
образования взрослых.
4.6.6. Общее и профессиональное
образование взрослых. Правовой статус
образовательных учреждений.
4.6.7. Проблемы повышения квалификации и
переподготовки рабочих и специалистов в учебных
заведениях разного типа.
4.6.8. Специфика организации
педагогического процесса в системе образования
взрослых. Проблемы преемственности.
4.6.9. Неформальное образование взрослых
в России.
4.6.10. Проблемы лицензирования,
аттестации и аккредитации учебных заведений
этой системы.
4.6.11. Междисциплинарные аспекты
самообразования.
4.6.12. Международный опыт организации
образования взрослых. Образование взрослых как
сфера образовательных услуг.
4.6.13. Системное обеспечение
образования взрослых (источники финансирования,
проблема самоокупаемости, кадровое,
научно-методическое и материально-техническое
обеспечение).
|