В последние годы в нашей стране
наблюдается более чем повышенный интерес к
концептуально-понятийному анализу образования.
Одним из важнейших свидетельств этого является
обращение к новому научному направлению в
философии и педагогике - философии образования. И
хотя на сегодняшний день нельзя говорить о
каком-то устоявшемся концептуальном и
теоретическом содержании философии образования,
сам факт углубленного теоретико-философского
подхода к проблемам образования примечателен.
В свое время немецкий философ и
педагог Гербард писал, что философия есть
обработка понятий. В предлагаемом исследовании
поставлена задача вновь посмотреть на ключевые
понятия образования и воспитания, но с позиций
концептуального анализа их онтологического
бытия в различных контекстых полях -
историческом, культурном, социальном,
межличностном, ценностном, этическом, что, на
взгляд автора, открывает большие
гносеологические перспективы в этих сферах
общественной жизни и что имеет также
прогностическую ценность.
В качестве идейно-теоретического и
методологического фундамента и инструментария
рассмотрения комплекса проблем Российского
общества и отечественного образования впервые в
отечественной историографии и педагогике
использованы социологические,
культурологические и философские концепции
(концепция трех типов социальных отношений
К.Маркса; культурологическая теория П.Сорокина;
социально-философская концепция двух способов
существования, разработанная Э.Фроммом;
социокультурное понятие "нормативного образа
личности"/"личностного образца" Марии
Оссовской).
Представляемая вниманию читателей
монография является попыткой в нетрадиционном
ключе проанализировать некоторые важнейшие
аспекты проблем взаимосвязи культуры
российского общества и системы образования, в
том числе социально-культурную сущность
образования; место и роль образования в обществе
и культуре; процесс зарождения и становления
отечественного образования, его детерминации
общественными и культурными условиями и
обратное влияние самого образования на общество
и культуру. В работе впервые в русской
историографии и педагогике исследуется
образование как сословная ценность,
прослеживается влияние социальной структуры
общества на образование и воздействие самого
образования на структуирование русского
общества, а также выясняются ценностные,
стратегические и методологические ориентиры
образования.
Охват такого широкого круга вопросов в
рамках одного исследования стал возможен потому,
что каркасом его выступает
понятийно-терминологическая система
образования, что предоставляет автору
возможность, передвигаясь по узловым понятиям,
раскрывать не только их собственное содержание,
но и содержание ряда взаимосвязанных понятий и
терминов, а через них - раскрытие проблемы в
целом. Данный метод предоставляет возможность
устанавливать взаимосвязи между разными
проблемами образования и педагогики, увидеть
динамику их взаимозависимости, когда изменения в
одном звене терминологической цепочки влекут
перемены в другом. В монографии уточняется
содержание не только ключевых понятий, но и
понятийно-терминологической системы
образования и воспитания в целом.
Предлагаемая монография состоит из
Введения, трех глав, Заключения и Примечаний.
Читателю предоставлена возможность
следовать за мыслью автора от
теоретико-методологических начал к последующему
раскрытию специфических и конкретных вопросов
отечественного образования, а также от
зарождения и становления базовых понятий
педагогики до рассмотрения шлейфа сопутствующих
им понятий - и всё это подчинено логике перехода
от общего к особенному и далее к единичному.
Корпус исследования строится на конкретном
эмпирическом материале, охватывающем истории
России за три последних столетия.
В Примечания, кроме ссылок на
цитируемые работы, включены комментарии к
тексту, а также цитаты и высказывания из
различных источников. Принципиальная позиция
автора - бережное отношение к источникам, поэтому
он считает, что такое прямое цитирование, хотя и
увеличивает объем монографии, необходимо для
точной передачи той или иной научной позиции.
Кроме того, обращение читателя к прямым цитатам
позволит ему лучше ориентироваться в
представленных точках зрения и обсуждаемых
проблемах.
Монография является научной работой.
Книга может быть использована
студентами по курсам - история педагогики, общая
педагогика, философии образования, социология
образования, культурология, а также при изучении
истории этической мысли в России.
Монография рекомендована к печати
решением Ученого совета Института теории
образования и педагогики РАО от 5 июня 2000 г.