Владислав
Крапивин
(Об авторах
"Риадана" и их творчестве)
В кольце миров
Знания земных жителей о Вселенной
растут и ширятся. Не так быстро, как нам хотелось
бы, но все-таки... Однако не сравнить этот реальный
рост информации с ростом фантазии авторов,
которые пытаются заглянуть за пределы
доступного научным умам и телескопам мира.
Авторов, которых называют писателями-фантастами.
Если полсотни лет назад фантасты
отправляли своих героев в основном на Луну и Марс
и лишь самые смелые робко замахивались на
путешествия к ближним звездам, то сейчас
пределов нет вообще. Речь идет даже не о самых
дальних галактиках, а о мирах иного порядка, иной
природы, иной структуры и конфигурации,
расположенных неведомо где — может быть в
невообразимо дальних далях, а может быть рядом с
нами. О параллельных, многомерных и прочих иных
пространствах, о возможности существования
которых все чаще поговаривают серьезные ученые,
и в которых разворачивают действие своих
захватывающих дух эпопей многие писатели.
Одних авторов привлекает фантастика
ради фантастики — возможность поразить читателя
небывалой архитектурой и философией
придуманного мира и хитросплетением сюжетов.
Другим необходимо поле действия более широкое,
чем земные пространства, для того, чтобы более
раскованно могли действовать, проявлять свои
характеры, строить свою философию и решать
извечные всемирные проблемы их герои.
Именно этим авторам чаще всего удается
выстроить свои миры, которые,
несмотря на фантастичность, привлекают
читателей реальностью деталей, убедительностью
характеров действующих там персонажей и
близостью "межпространственных" вопросов к
будничным вопросам земного бытия.
Все сказанное в предыдущем
абзаце можно полностью отнести к "Риадану"
— фантастической эпопее, созданной тремя
авторами: Б. Немировским, В. Талалаевым и
Г..Дубининым. Они создали с в о й м и р.
Самое первое, лежащее на поверхности,
достоинство "Риадана" (весьма важное для
читателя) — то, что эти повести интересно читать.
Сплетение сюжетов, необыкновенные приключения,
неожиданности, тайны, романтичность обстановки
— мне кажется, будут держать и юного, и взрослого
читателя в неотрывном напряжении.
Однако одного этого достоинства было
бы мало для настоящей фантастической книги:
закрученностью фабулы и хитростями антуража
читателей в наше время не удивишь. Но здесь
выступает на сцену второе достоинство
риаданской эпопеи — умение авторов создать
достаточно стройную историю и философию своего
мира. Это не просто пространство для многих
приключений, а мир, подчиненный комплексу
законов и идей, сложившихся там на основе долгого
развития. И отрадно, что в этом комплексе
преимущество на стороне идей света, добра и мира,
хотя за их торжество порой приходится драться
довольно жестоко.
И третье. Самые яркие декорации и самые
привлекательные идеи не производят впечатления,
если герои книги скучны, бледны, схематичны.
Однако к героям "Риадана" такой упрек не
применим. Какими бы фантастичными ни были
биографии, происхождение (а то и внешность)
персонажей, населяющих это повествование, мы
встречаемся с живыми характерами, с чисто
человеческими личностями, в душах которых есть
место героизму и слабости, тщеславию и
бескорыстию, мудрости и юмору, ответственности и
беспечности... Именно эти герои, на мой взгляд,
прежде всего привлекут читателей.
Мне, как автору, всю жизнь пишущему для
школьников, особенно симпатичны в "Риадане"
герои-мальчишки, в характерах которых
переплетаются детская непосредственность и
ответственность за решение проблем космического
масштаба, дурашливость и серьезность, ребячьи
слабости и смелость... Впрочем, это не значит, что
взрослые герои уступают юным в яркости и
убедительности.
Превозмогаю соблазн подтвердить свои
утверждения цитированием и пересказом некоторых
эпизодов — это заняло бы много места. Думаю, что
читатели согласятся со мной, когда сами начнут
читать непростую историю "Риадана".
В заключение хочу сказать лишь вот о
чем. Дотошный читатель, возможно, встретит в этих
повестях какие-то привычные элементы и детали,
героев, знакомых ему по другим книгам. Дело здесь
вовсе не в заимствовании, не в подражании, а в том,
что в книжной Вселенной, в пространствах
Фантастической Литературы сейчас все сильнее
заметны процессы интеграции. Фантастика
объединяется в единое книжное мироздание, где
все чаще возникают так называемые "прямые
переходы" из одной грани этого мироздания в
другую. И понятия, родившиеся у одного автора
порой становятся категориями всеобщей
фантастической структуры. Эту структуру
образуют миры братьев Стругацких и Рэя Бредбери,
Ивана Ефремова и Станислава Лема, Кира Булычева и
Роберта Желязны и еще многих корифеев. А так же —
более молодых и менее известных, но тоже
талантливых авторов. И мне кажется, что в этом
Кольце Миров займет на законных основаниях свое
место и Риадан.
Владислав Крапивин,
писатель,
лауреат премии Ленинского комсомола
и премии СП РСФСР и журнала
"Уральский следопыт" — "Аэлита".
При наличии интереса и
практических намерений можно позвонить и по
телефону
(095) 951-22-64 (днем),
403-25-27 (с 21 до 23),
Спросить - Ростислава Петровича
Факс: (095) 951-73-56 Ему же
сообщение: rpb@adicom.ru