[ К  началу раздела ]

Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы: Текст первого доклада на семинаре по программе «Музей истории школы». 7 октября 1999 года.   Москва.

Введение
«Набор предварительных фактов».

«Поиск документов»
«Создание вспомогательных информационно-поисковых средств»
«Составление полного набора текстов истории школы»
«Некоторые самоограничения, которые необходимы составителю истории школы».



Набор предварительных фактов.

«Вали кулем. Потом разберем».

Что нужно искать исследователю?

Каковыми фактами следует обладать, чтобы можно было составить таблицу предварительных фактов – первый рекомендованный для работы документ?

Конечно, хотелось бы произносить некий факт и одновременно называть тот первоисточник, в котором он должен быть зафиксирован. Но такого соответствия нет. Поэтому исследователю истории предстоит искать факты в разных документах.

Итак, предварительный перечень фактов:

Даты. Даты появления школы (или всех школ, ее составивших после объединения, если школа сборная). Даты реорганизаций, переездов, переименований в том числе смены номеров школ. Тут не следует переусердствовать, например, с названьями районов, которые вставляют в название школ. Эта принадлежность к конкретному району никак не влияет на историю школы. В частности: школа №110 имела принадлежность к уйме районов: Городской (до революции), Хамовнический (после революции), Фрунзенский, Краснопресненский, просто Пресненский, а еще ранее она принадлежала Арбату. Такая чехарда, если ее отразить в истории школы, запутает читателя. У самого составителя истории в рабочих документах нужен перечень районов.

Адреса. Как правило в историях школ дают и адрес школы и фото зданий. Наименования улиц в нашем столетии иногда менялись, поэтому это следует учитывать в тексте истории. Нелепо, если в описании дореволюционных событий промелькнут советские наименования переулков. И наоборот. Рекомендуется иметь набор карт дореволюционного, советского и современного периодов.

События. Нет смысла перечислять события школьной жизни. Надо отметить, что многие события являются рядовыми. Например, ежегодный день окончания школы, у которой за плечами несколько десятилетий, это – будничный факт. И в то же время выпускной бал накануне войны не ординарен, так как многие мальчики ушли на войну и не вернулись. Выбор значимых для школы событий лежит на составителе истории. Поэтому на авторе истории школы лежит огромная ответственность.

Персоны. Выбор тех, кто создавал школу, работал в ней и кого следует отразить в истории школы, является еще более тяжелой и тонкой задачей, чем выбор событий. Одну рекомендацию можно дать: количество упомянутых в тексте лиц не может быть более сотни. К числу упоминаемых в истории школы персон относятся и выпускники. Знаменитые выпускники украшают школу.

Место истории школы в иерархии иных исторических документов.

В данном параграфе в виде таблицы постараемся решить конкретную задачу: какими характерными элементами история школы отличается от историй более общего характера, а также от историй более узкого характера. При этом не будем претендовать на строгое изложение определений, которые не относятся к самой школе.

Предмет истории или вид документа

Подробности изложения текста в документе данного вида

Всемирная история

Смена цивилизаций. Возникновение, размещение и взаимоотношения народов и государств в глобальном масштабе планеты с момента зарождения цивилизации.

История государств, народов

Формирование государств. Внутренняя борьба группировок, лидеров. Борьба государства за существование в окружении соседних государств, за территорию, ресурсы.

История города или административно-экономического района

Становление и развитие хозяйственной системы на ограниченной территории. Внутренние процессы. Экономические связи с окружающими территориями. Роль выдающихся деятелей во всех областях, отраслях.

История
предприятий
и организаций

История промышленных предприятий

Особенности назначения цели и задачи. Появление, размещение, реорганизации. Функционирование (педагогические процессы, методики). Персоны (выдающиеся педагоги, их роль в масштабе школы и вне ее). Результаты деятельности (социальная оценка уровня школы, знаменитые выпускники, последователи в области педагогики).

История организаций культуры, науки

История учебных заведений в том числе  история школы

История семьи и генеалогия

Последовательность поколений. Связь родов. Фрагменты жизни важнейших представителей.

Биография личности

Подробности событий жизни личности и важнейших дел от его рождения до смерти. Значимость личности для потомков.

В представленной таблице показано, что изложение истории одного уровня (для нас это уровень истории школы) должно происходить в рамках задачи уровня. А именно: подробности изложения других уровней могут присутствовать в нашем случае (история школы) только фрагментарно.

Пояснение к иллюстрации «Набор фактов».

Перед нами набор предварительных фактов, созданных в конкретном случае, а форма представления выполнена в виде, который не обязательно копировать.

Что важно для последующей работы?

kn1.gif (108 bytes)  Каждый факт должен размещаться на своей карточке.
kn1.gif (108 bytes)   Нужны даты и краткое описание факта. Пояснения не нужны. Желательно уложиться в 1-2 строки.
kn1.gif (108 bytes)  В масштабе истории школы число и месяц на карточке не обязательны. Но указание иногда не вредно (в скобках).
kn1.gif (108 bytes)  Нужно обеспечить возможности перестановки карточек с фактами.

Из данной иллюстрации видно, что ее легко создать на компьютере, но я рекомендую именно такую бумажную полосу, так как она нагляднее в своей совокупности. Такую полосу хорошо повесить и периодически разглядывать, соизмеряя насыщенность периодов, значимость фактов, полноценность формулировок.

Отдельный случай представляется, когда школа сборная, а у каждой из объединенных школ есть своя предыстория. Тогда можно сделать ряд параллельных полок.

Набор предварительных фактов может иметь карточки, неравнозначные по содержанию. Но на этом первоначальном этапе набора информации не следует предпринимать чистку набора.

Набор фактов является подсобным средством и пополнение должно происходить как снежный ком до последнего момента издания готовой истории.

Набор может содержать даже недостоверные данные, полученные по воспоминаниям. В дальнейшем эти сведения надлежит проверять по документам. Желательно помечать для себя сомнительные сведения.

Необходимый и достаточный масштаб набора определяет сам исследователь. Для ориентира возьмем: 20 фактов – удовлетворительно для предварительного набора, 30-40 фактов – хорошо, 50-60 фактов – отличный предварительный набор фактов. Ориентируйтесь на численность 50 фактов.

Задание на неделю для слушателей курса: к следующему занятию подготовить черновой набор предварительных фактов из истории своей школы.


Введение
«Набор предварительных фактов».

«Поиск документов»
«Создание вспомогательных информационно-поисковых средств»
«Составление полного набора текстов истории школы»
«Некоторые самоограничения, которые необходимы составителю истории школы».

[ К  началу раздела ]

Хостинг от uCoz