[ К началу раздела ]
Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы: Текст первого доклада на семинаре по программе «Музей истории школы». 7 октября 1999 года. Москва.
Введение
«Набор предварительных фактов».
«Поиск документов»
«Создание вспомогательных информационно-поисковых средств»
«Составление полного набора текстов истории школы»
«Некоторые самоограничения, которые необходимы составителю истории школы».
Поиск
документов, которые следует использовать при создании истории школы. В данном параграфе следует ответить на вопросы:
К числу документов, которые пригодны для истории школы относятся:
Школьная учебная документация может быть только в двух местах:
Архивы самостоятельно документов не создают, а только их хранят. В перечне школьных учебных документов сделана пометка – какие документы архив не принимает (остальные – принимает). Перечень школьных учебных документов представлен ниже. Распорядительная документация органов управления также может храниться как в школе, так и в Архиве. Такая документация содержит сведения об открытии школы, ее реорганизациях, переименованиях, о назначениях и перемещениях сотрудников. Поиск этих сведений достаточно трудоемок. Но существуют иные не прямые пути установления фактов, нужных для составления истории школы. Как правило, существенные для школы приказы и распоряжения многократно упоминаются в школьной переписке и не ускользнут от исследователя. Перечень школьных учебных документов
Материалы в архивах появляются только в том случае, если сама школа, выполняя указание, которое существует, передала свой набор документов в архив. Такой архив ведомства образования находится в Москве на Товарищеском переулке в доме № 25. Он содержит документы московских школ преимущественно с 1950 года. Для работы в архиве сотрудник школы составляет письмо из школы на имя директора архива. Если нет чрезвычайных ограничений, то посетитель с помощью любезных сотрудников получает запрашиваемые документы на стол в рабочей комнате. Вне архива документы не выдаются. Множительная техника отсутствует. Дни и часы приема посетителей установлены внутренним порядком архива. Помимо документации, попавшей в архив из самой школы, архив располагает справочниками о московских школах, которые отражали только общие данные: точное наименование школы, адрес школы, фамилия директора, количество учеников и классов в данном году, на который выпускался справочник. Справочники выпускались эпизодически, они существовали и до революции, и после нее, но в данном архиве находится преимущественно справочники с 30-х годов. На этом мы завершили описание того, как происходит поиск материалов по истории школы в архивах. На двух таблицах представлен перечень того, что архив в состоянии предоставить в виде справки по двум категориям вопросов: по собственно школе и – второе – по сотрудникам и учащимся. Сведения, которые
можно получить в архиве
Книжные, журнальные, газетные и иные публикации. Публикации представляют собой зафиксированные воспоминания. Если поступать строго, то воспоминания не являются документом. Но в юридической практике подпись трех свидетелей делает документом справку финансового значения (факт установления стажа работы и т.п.). В нашем случае, то есть при создании истории школы, можно поступать проще: в случае мельчайших сомнений составитель истории может снабдить выписку из публикации воспоминаний кавычками и указать автора. Это всегда хорошо. Поэтому в дальнейшем условимся считать воспоминания как «документ ограниченной ответственности», но отнюдь не бросовый. Учитывая, что целенаправленный поиск сведений в публикациях является наименее эффективным, мы не станем описывать технологию поиска сведений в публикациях. Поиск материалов по истории школы в библиотекахНаивно искать готовую историю своей школы. Но если историю своей школы разделить на этапы, то задача поиска сведений станет более осуществимой. Во-первых, если у школы были знаменитые выпускники или педагоги, то по именному признаку можно найти воспоминания о школе. И даже через воспоминания третьих лиц. Так например, Свои воспоминания о школе №110 опубликовали: Игорь Ильинский, Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (помните повесть Д. Гранина «Зубр»), Анастасия Цветаева о себе и о Марине. Есть примеры рассказов тех, кто не был выпускником, но пишет по пересказу, например, о Нагане Эдельмане, о Вере Холодной. При поиске сведений о личностях обязательно обращаться в самые крупные библиотеки, где имеется хорошая картотека, работают очень осведомленные библиографы. Естественно к этому числу нужно причислить: Российскую государственную библиотеку (РГБ) и Государственную научную педагогическую библиотеку им. К.Д. Ушинского (ГНПБ им К.Д. Ушинского) Алгоритм поиска таков: заранее определяется перечень искомых персон; в библиографическом отделе получается консультация о разделах фонда библиотеки; в картотеке идет поиск нужных публикаций по фамилии, по области деятельности или иному признаку. Во-вторых, в библиотеках имеются ежегодные справочники школ, которых нет в других местах хранения. В-третьих, только в библиотеках можно найти статьи в газетах и журналах, касающиеся Вашей школы. Но это поиск иголки в стоге сена, который не всем по плечу. Библиотека им. К.Д. Ушинского имеет две комнаты (на втором этаже) в которых размещены каталоги и картотеки. Имеются и служебные (внутренние) картотеки, которые можно использовать через сотрудников. В подсобном фонде имеются библиографические пособия, книжные каталоги и тематические картотеки. Имеется и справочники, с описанием архивных фондов Москвы, России, стран ближнего зарубежья. документа. Поставить вопрос, сформулировать проблему – главное при работе с библиографами. При работе с алфавитными каталогами (где представлена литература в алфавите авторов и заглавий) следует пройтись не только по известным Вам фамилиям, но и просмотреть литературу, в начале заглавий, которых, присутствуют такие слова как "Отчет", "Юбилей", "Справочник", "Адрес-календарь" и т.п.. Государственная публичная историческая библиотека. Старосадский, 9 имеет картотеку в коридоре 2-го этажа, библиографическую комнату там же, дополнительную картотеку по Москве в запасниках библиографической комнаты. Кроме того в новом корпусе, где зал периодики, имеется картотечный зал общего пользования. В каждом зале имеется картотека подсобного фонда, например в зале №2 общей истории. Российская государственная библиотека (бывшая «Ленина») помимо общедоступной картотеки на галереях научных залов имеет библиографический отдел, где собственная картотека по темам, зал подсобных фондов. Имеется служебная картотека в другом корпусе. Устные воспоминания педагогов и выпускников школы.Устные воспоминания педагогов и выпускников школы являются наиболее простым способом составления набора предварительных фактов. Опрашивать нужно всех. На предварительном этапе следует фиксировать все версии происходивших в школе событий. Лучше спрашивать поодиночке. Не плохо идет и опрос пар. Когда количество опрашиваемых 3 или более, разговор ведет обычно только один опрашиваемый. Сама процедура опроса зависит от многих факторов. В наших сегодняшних условиях лекции мы не сможем достаточно полно отразить психологию опроса. Ограничим одним: постарайтесь сделать так, чтобы опрашиваемый стал Вам другом, который готов помочь Вам в благородном деле. Конечно, многое зависит от набора подготовленных вопросов, но лучше держать в уме триаду: «событие», «лица», «дата» и перемежать вопросы: «а кто тогда был», «а когда это было», «а что произошло». Введение |
[ К началу раздела ]