[ К  началу раздела ]

Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы: Текст первого доклада на семинаре по программе «Музей истории школы». 7 октября 1999 года.   Москва.

Введение
«Набор предварительных фактов».
«Поиск документов»
«Создание вспомогательных информационно-поисковых средств»
«Составление полного набора текстов истории школы»
«Некоторые самоограничения, которые необходимы составителю истории школы».


Поиск документов,
которые следует использовать при создании истории школы.

В данном параграфе следует ответить на вопросы:

Какие документы следует искать?
Где их искать?
Что в них можно найти для текста истории?

К числу документов, которые пригодны для истории школы относятся:

kn1.gif (108 bytes)  школьная учебная документация за период существования школы,
kn1.gif (108 bytes)  распорядительная документация самой школы, а также руководящих для школы органов,
kn1.gif (108 bytes)  книжные, журнальные, газетные и иные публикации, а также воспоминания педагогов и выпускников школы.

Школьная учебная документация может быть только в двух местах:

kn1.gif (108 bytes)  в самой школе, если школа не выполняет государственное правило передачи документации в ведомственный архив,
kn1.gif (108 bytes)  либо в ведомственном архиве на Товарищеском переулке, дом №25.
(Здесь указан конкретный архив, поскольку эта лекция читается для сотрудников школ центрального административного округа города Москвы. Иные округа города Москвы должны обращаться в архив на ул. Корнейчука, а для школ Подмосковья существует архив на Полянке.)

Архивы самостоятельно документов не создают, а только их хранят. В перечне школьных учебных документов сделана пометка – какие документы архив не принимает (остальные – принимает). Перечень школьных учебных документов представлен ниже.

Распорядительная документация органов управления также может храниться как в школе, так и в Архиве. Такая документация содержит сведения об открытии школы, ее реорганизациях, переименованиях, о назначениях и перемещениях сотрудников. Поиск этих сведений достаточно трудоемок. Но существуют иные не прямые пути установления фактов, нужных для составления истории школы. Как правило, существенные для школы приказы и распоряжения многократно упоминаются в школьной переписке и не ускользнут от исследователя.

Перечень школьных учебных документов

kn1.gif (108 bytes)  Сводные ведомости или журналы за год
kn1.gif (108 bytes)  Протоколы заседания педсоветов школы
kn1.gif (108 bytes)  Приказы по личному составу сотрудников школы
kn1.gif (108 bytes)  Приказы по личному составу учащихся школы.
kn1.gif (108 bytes)  «Невостребованные документы об образовании(исключая справки, когда речь идет об архиве).
kn1.gif (108 bytes)  Лицевые счета по заработной плате сотрудников.
kn1.gif (108 bytes)  «Планы работы школы за год. В Архив не принимают.
kn1.gif (108 bytes)  Протоколы совещаний при директоре либо замещающих их и д.
kn1.gif (108 bytes)  Книга приказов по школе.
kn1.gif (108 bytes)  «Дела переписки со сторонними организациями, например со строителями, реконструирующими здание. В Архив не принимают.
kn1.gif (108 bytes)  Книга регистрации выдачи аттестатов зрелости учащимся, оканчивающим среднюю школу.
kn1.gif (108 bytes)  Книга регистрации выдачи аттестатов зрелости учащимся, оканчивающим неполную среднюю школу.
kn1.gif (108 bytes)  Книга для записи золотых и серебряных медалей.
kn1.gif (108 bytes)  Книга учета личного состава учителей и административного персонала.
kn1.gif (108 bytes)  Протоколы экзаменов на аттестат зрелости.
kn1.gif (108 bytes)  Личные листки по учету кадров сотрудников школы. Хранятся в личных делах.
kn1.gif (108 bytes)  «Техническая документация по зданию школы. В том числе: конструкторские чертежи по строительству и реконструкции здания или отдельных систем (водоснабжение, вентиляция или электросеть). В Архив не принимают.

Материалы в архивах появляются только в том случае, если сама школа, выполняя указание, которое существует, передала свой набор документов в архив.

Такой архив ведомства образования находится в Москве на Товарищеском переулке в доме № 25. Он содержит документы московских школ преимущественно с 1950 года. Для работы в архиве сотрудник школы составляет письмо из школы на имя директора архива. Если нет чрезвычайных ограничений, то посетитель с помощью любезных сотрудников получает запрашиваемые документы на стол в рабочей комнате. Вне архива документы не выдаются. Множительная техника отсутствует. Дни и часы приема посетителей установлены внутренним порядком архива.

Помимо документации, попавшей в архив из самой школы, архив располагает справочниками о московских школах, которые отражали только общие данные: точное наименование школы, адрес школы, фамилия директора, количество учеников и классов в данном году, на который выпускался справочник. Справочники выпускались эпизодически, они существовали и до революции, и после нее, но в данном архиве находится преимущественно справочники с 30-х годов.

На этом мы завершили описание того, как происходит поиск материалов по истории школы в архивах.

На двух таблицах представлен перечень того, что архив в состоянии предоставить в виде справки по двум категориям вопросов: по собственно школе и – второе – по сотрудникам и учащимся.

Сведения, которые можно получить в архиве
при условии полной документации по школе.

О самой школе.

kn1.gif (108 bytes)  Дата открытия школы,
kn1.gif (108 bytes)  ее реорганизации.
kn1.gif (108 bytes)  Подчиненность районному или городскому органу образования.
kn1.gif (108 bytes)  Подчиненность к району, территории.
kn1.gif (108 bytes)  Ликвидация школы.
kn1.gif (108 bytes)  Местонахождение и адрес.
kn1.gif (108 bytes)  Переименование улицы нахождения.
kn1.gif (108 bytes)  Сведения о руководстве школы.
kn1.gif (108 bytes)  Категорийность учреждения (начальная, 7-ми летка… интернат или УВК).

О сотрудниках школы по трудовой деятельности.

kn1.gif (108 bytes)  Время и факт назначения на работу.
kn1.gif (108 bytes)  Должность.
kn1.gif (108 bytes)  Трудовой стаж.
kn1.gif (108 bytes)  Педагогический стаж.
kn1.gif (108 bytes)  Образование.
kn1.gif (108 bytes)  Предыдущая деятельность до поступления на работу.
kn1.gif (108 bytes)  Семейное положение.
kn1.gif (108 bytes)  Состав семьи.
kn1.gif (108 bytes)  Награды.
kn1.gif (108 bytes)  Место жительства.
kn1.gif (108 bytes)  Фотография.

Книжные, журнальные, газетные и иные публикации.

Публикации представляют собой зафиксированные воспоминания. Если поступать строго, то воспоминания не являются документом. Но в юридической практике подпись трех свидетелей делает документом справку финансового значения (факт установления стажа работы и т.п.).

В нашем случае, то есть при создании истории школы, можно поступать проще: в случае мельчайших сомнений составитель истории может снабдить выписку из публикации воспоминаний кавычками и указать автора. Это всегда хорошо. Поэтому в дальнейшем условимся считать воспоминания как «документ ограниченной ответственности», но отнюдь не бросовый.

Учитывая, что целенаправленный поиск сведений в публикациях является наименее эффективным, мы не станем описывать технологию поиска сведений в публикациях.

Поиск материалов по истории школы в библиотеках

Наивно искать готовую историю своей школы. Но если историю своей школы разделить на этапы, то задача поиска сведений станет более осуществимой.

Во-первых, если у школы были знаменитые выпускники или педагоги, то по именному признаку можно найти воспоминания о школе. И даже через воспоминания третьих лиц. Так например, Свои воспоминания о школе №110 опубликовали: Игорь Ильинский, Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (помните повесть Д. Гранина «Зубр»), Анастасия Цветаева о себе и о Марине. Есть примеры рассказов тех, кто не был выпускником, но пишет по пересказу, например, о Нагане Эдельмане, о Вере Холодной.

При поиске сведений о личностях обязательно обращаться в самые крупные библиотеки, где имеется хорошая картотека, работают очень осведомленные библиографы. Естественно к этому числу нужно причислить:  Российскую государственную библиотеку (РГБ) и Государственную научную педагогическую библиотеку им. К.Д. Ушинского (ГНПБ им К.Д. Ушинского)

Алгоритм поиска таков: заранее определяется перечень искомых персон; в библиографическом отделе получается консультация о разделах фонда библиотеки; в картотеке идет поиск нужных публикаций по фамилии, по области деятельности или иному признаку.  Во-вторых, в библиотеках имеются ежегодные справочники школ, которых нет в других местах хранения.  В-третьих, только в библиотеках можно найти статьи в газетах и журналах, касающиеся Вашей школы. Но это поиск иголки в стоге сена, который не всем по плечу.

Библиотека им. К.Д. Ушинского имеет две комнаты (на втором этаже) в которых размещены каталоги и картотеки. Имеются и служебные (внутренние) картотеки, которые можно использовать через сотрудников. В подсобном фонде имеются библиографические пособия, книжные каталоги и тематические картотеки. Имеется и справочники, с описанием архивных фондов Москвы, России, стран ближнего зарубежья. документа. Поставить вопрос, сформулировать проблему – главное при работе с библиографами. При работе с алфавитными каталогами (где представлена литература в алфавите авторов и заглавий) следует пройтись не только по известным Вам фамилиям, но и просмотреть литературу,  в начале заглавий, которых, присутствуют такие слова как  "Отчет",   "Юбилей", "Справочник",  "Адрес-календарь" и т.п..

Государственная публичная историческая библиотека. Старосадский, 9 имеет картотеку в коридоре 2-го этажа, библиографическую комнату там же, дополнительную картотеку по Москве в запасниках библиографической комнаты. Кроме того в новом корпусе, где зал периодики, имеется картотечный зал общего пользования. В каждом зале имеется картотека подсобного фонда, например в зале №2 общей истории.

Российская государственная библиотека (бывшая «Ленина») помимо общедоступной картотеки на галереях научных залов имеет библиографический отдел, где собственная картотека по темам, зал подсобных фондов. Имеется служебная картотека в другом корпусе.

Устные воспоминания педагогов и выпускников школы.

Устные воспоминания педагогов и выпускников школы являются наиболее простым способом составления набора предварительных фактов. Опрашивать нужно всех. На предварительном этапе следует фиксировать все версии происходивших в школе событий. Лучше спрашивать поодиночке. Не плохо идет и опрос пар. Когда количество опрашиваемых 3 или более, разговор ведет обычно только один опрашиваемый. Сама процедура опроса зависит от многих факторов. В наших сегодняшних условиях лекции мы не сможем достаточно полно отразить психологию опроса. Ограничим одним: постарайтесь сделать так, чтобы опрашиваемый стал Вам другом, который готов помочь Вам в благородном деле. Конечно, многое зависит от набора подготовленных вопросов, но лучше держать в уме триаду: «событие», «лица», «дата» и перемежать вопросы: «а кто тогда был», «а когда это было», «а что произошло».


Введение
«Набор предварительных фактов».
«Поиск документов»
«Создание вспомогательных информационно-поисковых средств»
«Составление полного набора текстов истории школы»
«Некоторые самоограничения, которые необходимы составителю истории школы».

[ К  началу раздела ]

Хостинг от uCoz