[ К  началу раздела ]

Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы: Текст первого доклада на семинаре по программе «Музей истории школы». 7 октября 1999 года.   Москва.

Введение
«Набор предварительных фактов».
«Поиск документов»
«Создание вспомогательных информационно-поисковых средств»
«Составление полного набора текстов истории школы»
«Некоторые самоограничения, которые необходимы составителю истории школы».


Составление полного набора текстов истории школы.

В данном разделе лекции рассмотрим подразделы:

kn1.gif (108 bytes)  Предварительные принципиальные решения для себя: для кого пишется история, то есть кто ее будет читать, а также какой масштаб текста истории оптимален в нашем случае:
kn1.gif (108 bytes)  План текста (схема);
kn1.gif (108 bytes)  Структурные элементы: события, личности, процессы;
kn1.gif (108 bytes)  Литература по подразделу = библиография к краткому обзору историй школ;
kn1.gif (108 bytes)  Иллюстрации по подразделу: Схема расположения материалов.

Сначала подведем итог предыдущих рассмотренных нами операций. На предыдущих этапах работ были созданы:

kn1.gif (108 bytes)  набор фактов истории школы, дополнительные материалы,
kn1.gif (108 bytes)  справочные данные,
kn1.gif (108 bytes)  иллюстративные материалы,
kn1.gif (108 bytes)  поисковые средства.

Этот набор материалов позволяет уже составлять текст истории школы.

Цель или кому читать историю и желаемый масштаб текста.

Работа по составлению полной истории школы начинается с установления желаемого масштаба и конечной цели письменного повествования. Дадим пример расширительной (не рекомендуемой) постановки задачи: в 3-х выпусках опубликованных [5] воспоминаний Новочеркасской гимназии около 600 страниц воспоминаний. Ни одной фотографии. А после прочтения текста остается ощущение «тысячи мелочей», хотя многие страницы интересны, упомянуты сотни людей, но запомнить это невозможно и пересказать не удастся.

Итак, на первом этапе нужно принять принципиальное решение о том для чего или для кого пишется история школы. На этот вопрос имеется 2 варианта ответа.

Либо 1-й вариант:
история школы составляется для самой школы, то есть для самоопределения и самоосознания школой своей значимости через освоение прошлого,

либо 2-й вариант:
история школы составляется для любых внешних читателей, то есть для сопоставления этой школы с иными школами и уяснения своего места в педагогическом процессе города или даже страны.

Условно будем разделять их на внутришкольную задачу и на внешнюю.

В рамках данного курса лекций считаю возможным отказаться от глобальных задач и обобщений. Главной задачей написания истории школы для нас предлагается считать составление основанной конвы событий для создания музея истории школы, а также для доведения этой истории до сознания всех учеников и педагогов школы, как теперешних, так и покинувших школу. Лозунг: пусть историю этой школы знает каждый, кто в этой школе учится, работает или был в ней в прошлом.

При такой постановке задачи составитель истории школы понимает кто именно является читателем текста.

Это прежде всего он же при создании экспозиции, а также при ведении экскурсий.

Это очевидно педагоги школы, которые обязаны быть грамотными сотрудниками.

Текст истории школы напрямую должен изучаться теми учениками, которые в школе выполняют функции гидов в музее истории школы.

И последняя категория читателей текста истории школы: выпускники.

В какой-то степени их можно отнести к «внешним» читателям. В дополнение замечу, что родители младшеклассников частенько выражают желание узнать в какую школу попал их отпрыск. Для всех упомянутых выше читателей истории необходимо и достаточно создать один экземпляр текста с иллюстрациями, который можно разместить в помещении музея истории школы, как это сделано, например, в школе №57.

Итак, договорились, что в отношении тиража – ориентируемся на 1 экземпляр текста. Масштаб документа влияет на постановку задачи. Масштаб полной истории школы можно оценить в 100 (или до 100) страниц. Количество персон, упомянутых в тексте, желательно ограничить количеством лет школе от ее создания до момента написания истории. Допустим, школа, которой исполнилось 100 лет, отражает в тексте истории 100 человек учителей и выпускников. Заметим, что можно использовать приложения к истории школы, например, воспоминания. Одновременно нужно оценить площадь иллюстраций. Оно может быть сопоставимо с площадью текста.

Итак, договоримся, что текст истории школы составит примерно 100 страниц машинописного текста, площадь иллюстраций составит тоже 100 страниц. Приложения могут слегка увеличить объем документа. В приложениях можно дать список всех выпускников и педагогов школы за все года.

План для составления текста истории.

План текста истории основывается на хронологическом наборе фактов. Дополнительно в план текста следует ввести фрагменты о знаменитых или любимых педагогах, выпускниках или иных личностях соприкасающихся со школой. Целесообразно отразить процессы, у которых нет начала или конца, но они были характерны и занимали существенное место в жизни школы. Их можно найти например в протоколах совещаний у директоров школы. Отдельными фрагментами можно отразить преподавание школьных предметов, которые характерны для Вашей данной школы.

Группы вопросов, которые освещаются на совещаниях у директора школы (по материалам 1963-1979 годов школы №110).

kn1.gif (108 bytes)  Планирование
kn1.gif (108 bytes)  Дисциплина
kn1.gif (108 bytes)  Политическая работа
kn1.gif (108 bytes)  Внимание к спорту
kn1.gif (108 bytes)  Организация встречи гостей из испаноязычных стран
kn1.gif (108 bytes)  Военно-патриотическое воспитание
kn1.gif (108 bytes)  Турслет
kn1.gif (108 bytes)  Успеваемость иностранных учеников
kn1.gif (108 bytes)  Подбор в 1 класс
kn1.gif (108 bytes)  Применение технических средств
kn1.gif (108 bytes)  Создание музея
kn1.gif (108 bytes)  Консультация
kn1.gif (108 bytes)  Атеистическая работа
kn1.gif (108 bytes)  Вечера встречи
kn1.gif (108 bytes)  Методологическая работа, обмен опыта, учеба
kn1.gif (108 bytes)  Подбор кадров, расстановка
kn1.gif (108 bytes)  Об успеваемости
kn1.gif (108 bytes)  Кружки и группа продленного дня


Введение
«Набор предварительных фактов».
«Поиск документов»
«Создание вспомогательных информационно-поисковых средств»
«Составление полного набора текстов истории школы»
«Некоторые самоограничения, которые необходимы составителю истории школы».

[ К  началу раздела ]

Хостинг от uCoz