[ К началу раздела ]
Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы: Текст первого доклада на семинаре по программе «Музей истории школы». 7 октября 1999 года. Москва.
Введение
«Набор предварительных фактов».
«Поиск документов»
«Создание вспомогательных информационно-поисковых средств»
«Составление полного набора текстов истории школы»
«Некоторые самоограничения, которые необходимы составителю истории школы».
Составление
полного набора текстов истории школы.
В данном разделе лекции рассмотрим подразделы:
Сначала подведем итог предыдущих рассмотренных нами операций. На предыдущих этапах работ были созданы:
Этот набор материалов позволяет уже составлять текст истории школы. Цель или кому читать историю и желаемый масштаб текста. Работа по составлению полной истории школы начинается с установления желаемого масштаба и конечной цели письменного повествования. Дадим пример расширительной (не рекомендуемой) постановки задачи: в 3-х выпусках опубликованных [5] воспоминаний Новочеркасской гимназии около 600 страниц воспоминаний. Ни одной фотографии. А после прочтения текста остается ощущение «тысячи мелочей», хотя многие страницы интересны, упомянуты сотни людей, но запомнить это невозможно и пересказать не удастся. Итак, на первом этапе нужно принять принципиальное решение о том для чего или для кого пишется история школы. На этот вопрос имеется 2 варианта ответа.
Условно будем разделять их на внутришкольную задачу и на внешнюю. В рамках данного курса лекций считаю возможным отказаться от глобальных задач и обобщений. Главной задачей написания истории школы для нас предлагается считать составление основанной конвы событий для создания музея истории школы, а также для доведения этой истории до сознания всех учеников и педагогов школы, как теперешних, так и покинувших школу. Лозунг: пусть историю этой школы знает каждый, кто в этой школе учится, работает или был в ней в прошлом. При такой постановке задачи составитель истории школы понимает кто именно является читателем текста.
В какой-то степени их можно отнести к «внешним» читателям. В дополнение замечу, что родители младшеклассников частенько выражают желание узнать в какую школу попал их отпрыск. Для всех упомянутых выше читателей истории необходимо и достаточно создать один экземпляр текста с иллюстрациями, который можно разместить в помещении музея истории школы, как это сделано, например, в школе №57. Итак, договорились, что в отношении тиража – ориентируемся на 1 экземпляр текста. Масштаб документа влияет на постановку задачи. Масштаб полной истории школы можно оценить в 100 (или до 100) страниц. Количество персон, упомянутых в тексте, желательно ограничить количеством лет школе от ее создания до момента написания истории. Допустим, школа, которой исполнилось 100 лет, отражает в тексте истории 100 человек учителей и выпускников. Заметим, что можно использовать приложения к истории школы, например, воспоминания. Одновременно нужно оценить площадь иллюстраций. Оно может быть сопоставимо с площадью текста. Итак, договоримся, что текст истории школы составит примерно 100 страниц машинописного текста, площадь иллюстраций составит тоже 100 страниц. Приложения могут слегка увеличить объем документа. В приложениях можно дать список всех выпускников и педагогов школы за все года. План для составления текста истории. План текста истории основывается на хронологическом наборе фактов. Дополнительно в план текста следует ввести фрагменты о знаменитых или любимых педагогах, выпускниках или иных личностях соприкасающихся со школой. Целесообразно отразить процессы, у которых нет начала или конца, но они были характерны и занимали существенное место в жизни школы. Их можно найти например в протоколах совещаний у директоров школы. Отдельными фрагментами можно отразить преподавание школьных предметов, которые характерны для Вашей данной школы. Группы вопросов, которые освещаются на совещаниях у директора школы (по материалам 1963-1979 годов школы №110).
Введение |
[ К началу раздела ]