[ К  началу раздела ]

Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы: Текст первого доклада на семинаре по программе «Музей истории школы». 7 октября 1999 года.   Москва.

Введение
«Набор предварительных фактов».
«Поиск документов»
«Создание вспомогательных информационно-поисковых средств»
«Составление полного набора текстов истории школы»
«Некоторые самоограничения, которые необходимы составителю истории школы».


Некоторые самоограничения, которые необходимы
составителю истории школы.

Уже сама структура исторических уровней показывает, что не следует увлекаться описанием соседних уровней. Например, история школы – не место для подробного описания города и даже улицы на которой располагается школа. И полная биография педагога, даже если это великий педагог, должна излагаться отдельно от истории школы, где он работал. Хотя иногда уместный выход дает неординарные возможности для составителя.

Отличительной особенностью истории школы от многих документов иных уровней является то, что история школы должна доходить до сегодняшнего дня, а поэтому в истории школы неминуемо будут фигурировать живущие сейчас персонажи.

Это выпускники и педагоги школы. При общении с этими дорогими нам людьми нужно пользоваться известным в медицине принципом «не навреди».

Учитывая, что перед нами возникла уйма вопросов, для изложения которых нужна целая серия выступлений, дадим их в кратком изложении, только в виде самоограничения.

Психологические аспекты.

Известно, что люди остро реагируют на знакомые фамилии, отраженные в публикациях. Иногда болезненно. У многих укоренилось представление, когда упоминание в опубликованном тексте знакомого лица воспринимается как награда. И начинаются пересуды. При этом люди, не принимающие точку зрения автора истории по этому отдельному вопросу, могут не принять всей истории целиком. И даже возможно проявление неприязни к автору-составителю.

Политико-социальные аспекты.

Абсолютно недопустимо, чтобы в тексте истории школы были элементы, которые могут вызвать внутри школы конфронтацию на базе политических пристрастий, националистических, религиозных, этнических и иных противоречий, существующих вне школы.

Морально-этнические аспекты.

Школьные педагоги в своем подавляющем большинстве с отвращением воспринимают телевизионные вольности, где насилие, разврат, иные гадости тиражируются постоянно. Составитель истории школы должен не допускать изложения таких мерзостей в повествовании. Желательно не излагать подробностей неприятных событий, которые не украшают школу.

Юридические аспекты.

Они отражены в государственных и отраслевых нормативных документах. Рассмотрим некоторые из них.

Закон об архивах.

В законе введены ограничения в частности о публикации сведений о личной жизни и здоровье личности. Этот закон не распространяется непосредственно на школьные музеи. Но существуют отраслевые нормативные акты, согласно которым каждая школа обязана передать в соответствующий архив свои дела. Вопросы о правах школ по использованию своей же документации не отражены напрямую в нормативных актах. На всякий случай нужно знать Закон об архивах.

Закон об авторских правах.

В законе отражены права авторов и их правопреемников на опубликованные произведения. Этот закон прямого действия и он требует, в случае публикации истории данной школы, соблюдения авторских прав на материалы, использованные в тексте. И одновременно Закон защищает права на опубликованную историю школы за автором.

Закон о музеях.

Этот закон находится на рассмотрении в Государственной Думе. Маловероятно, что он будет утвержден в ближайшем будущем. Но и в случае утверждения он мало что даст музеям школы, так как ориентирован на музейную сеть, куда школы не входят.

Закон о культуре.

Закон о культуре и другие государственные, а также некоторые отраслевые нормативные акты предполагается изучать в другой серии занятий.

Обобщая предыдущий текст, дадим древнюю притчу из иудейской книги «Агада».

К раввину Гиллелю пришел иноверец и попросил научить его Торе мудрости, но желательно покороче, так как изучать всю Тору мне некогда, сказал он. Раввин ответил: «Тогда запомните только одно: Не делать ближнему того, чего себе не желаешь. Запомни это. Все остальное – только толкования». Вот на этом изречении можно и нам построить свои ограничения.

Ограничения, которые вытекают из роли, которую играют составители истории школы. Составитель осуществляет контакт между поколениями людей, столкнувшихся с данной школой. В прошлом, настоящем и будущем. Историю будут читать и в будущем. Поэтому следует понимать ограмную ответственность составителя.

О последствиях.

Историк Игорь Данилевский в пересказе Алексея Венедиктова (главный редактор радио «Эхо Москвы») заметил: «… ты говоришь, а затем наступают непредсказуемые последствия». Или еще более талантливо написано: «Нам не дано предугадать как наше слово отзовется…». Поэтому у составителя должен быть внутренний редактов. Тут нельзя составить общих рекомендаций. Каждый случай – особый.

О мусоре в тексте истории.

В чисто информативных текстах «мусор» появляется из-за непрофессионализма. А в лирических отступлениях он весьма возможен.

О достоверности текста.

Когда составитель получает сведения из уст людей, всегда возможны ложные данные. Иногда можно обезопасить себя тем, что в тексте указать первоисточник. Но лучше никогда не публиковать непроверенные данные. Достоверность истории должна быть предельной. Все данные нужно многократно проверять.

О непредвзятости.

Когда-нибудь, когда уйдут из жизни текущие поколения, люди забудут что такое «социалистический реализм». А это – большевистский стиль отражения действительности. По концепции большевиков в каждом изложении факта должна быть нацеленность на торжество коммунизма. Социалистический реализм умер, но иные тенденциозности, идеологии отдельных групп или крайности периодов могут найти проявление в тексте. Этого следует избегать.

Об аберрации сознания, то есть о кривосуждении в тексте.

Современная эпоха обогатила нас понятиями компьютерного языка: файл, ввод информации, стирание информации. Эпоха ГУЛАГа «обогатила» наше сознание понятиями, которые вошли в нас из лагерного языка, а теперь стали обиходными: блат, туфта, закосить, темнить, филонить, стучать.

История школы охватывает период, превышающий нашу сознательную жизнь. Понятия и представления прежних лет сегодня трудно вообразить. Мы переживаем за свою жизнь несколько эпох. Симпатии и антипатии менялись многократно. Меняются понятия. Сегодня мы видим события не так, как вчера. Возникает опасность с одной стороны воспроизвести по инерции тогдашние представления, запечатленные в воспоминаниях, а с другой стороны существует опасность отвергнуть и растоптать прошлое с позиций взглядов современников. Нужно очень осторожно миновать Сциллу и Харибду, не впадать в крайности, не искать правых и виноватых, не отмечать периоды Добра и Зла жирными пометками. А это значит нам, составителям истории школы, следует по возможности не давать оценок событиям. Текст должен быть по возможности без оценок.

К сожалению, я сам не смог в своей деятельности, в тексте избежать оценок событий. Поэтому вероятно следует отнести этот вопрос к дискуссионным.

Обобщающее заключение.

Главное, что предложено в данном докладе.

Основным исходным документом, который составляется на самом первом этапе работ под названием «Набор предварительных фактов истории школы», является перечень фактов – фундамент истории школы. Он должен быть предельно продуман.

Методической основой процесса написания (составления) истории школы является сочетание подлинных документов с одной стороны и воспоминаний педагогов и выпускников школы, зафиксированные письменно или сообщенные в устной форме.

Средства для поиска информации по истории школы, которые составляются в процессе написания истории школы, – это картотеки, списки, справки, подборки, досье. Они все целиком переходят в научный фонд музея и будут использованы в музее постоянно. Нужно максимально четко готовить их, обеспечив полноту и строгость изложения.

Краткость этой лекции и слабая изученность некоторых вопросов не позволяет мне изложить массу нюансов в разделах

kn1.gif (108 bytes)  психологии людей, дающих интервью составителю истории школы, либо людей, о которых пишут или наоборот не пишут в истории;
kn1.gif (108 bytes)  этики составителя истории, который соприкасается с судьбами людей;
kn1.gif (108 bytes)  законодательства в области авторского права, в архивном деле при написании истории школы.

Автор намеренно избегал изложения литературных приемов, рекомендаций, не будучи специалистом.

Если после прослушивания этой лекции Вы считаете, что Вам ясно как написать текст истории школы, то я могу считать свою задачу выполненной. И одновременно я буду считать, что я Вас хорошо обманул, создавши иллюзию простой работы.


Введение
«Набор предварительных фактов».
«Поиск документов»
«Создание вспомогательных информационно-поисковых средств»
«Составление полного набора текстов истории школы»
«Некоторые самоограничения, которые необходимы составителю истории школы».

[ К  началу раздела ]

Хостинг от uCoz