[ К  началу раздела ]

Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы: Текст первого доклада на семинаре по программе «Музей истории школы». 7 октября 1999 года.   Москва.

Введение
«Набор предварительных фактов».
«Поиск документов»
«Создание вспомогательных информационно-поисковых средств»
«Составление полного набора текстов истории школы»
«Некоторые самоограничения, которые необходимы составителю истории школы».


Создание вспомогательных информационно-поисковых средств

В данном разделе лекции будут рассмотрены подразделы:

kn1.gif (108 bytes)  Классификатор по истории школы, хронологический
kn1.gif (108 bytes)  Классификаторы персональные алфавитные (списки и картотеки)
kn1.gif (108 bytes)  Иные средства поиска по истории школы, а также собственно музейные
kn1.gif (108 bytes)  Классификаторы музейного фонда

Литература по подразделу:   Музееведение // Музеи исторического профиля / Под ред. проф. К.Г. Левыкина,  проф. В. Хербста. -   Москва, «Высшая школа», 1988. - С. 159-169.

Термин ИПС выходит за рамки музейной практики. Но наша работа связана не только с музейной, но и с архивной, с библиотечной, а также с компьютерной практикой и средой. Поэтому нам придется переходить с одного языка на другой. Одновременно придется пользоваться классификаторами всех типов. Например в библиотеках.

Создание вспомогательных информационно-поисковых средств.

Музеи школ – малые музеи. Хорошо, если музей создает и ведет освобожденный от других забот сотрудник школы. Иногда работу в музее ведет сотрудник на половине ставки, что конечно не нормально. В любом случае школьный музей обслуживается малыми силами. Поэтому школьному музею приходится упрощать всю технологию работ. Поэтому школьный музей никогда не будет разрабатывать всю рекомендуемую информационно-поисковую систему.

В крупных музеях создают музейный каталог (перечень фондовых предметов), а для поиска создают классификаторы разного сорта (алфавитные, именные, тематические, отраслевые и другие). К ним прилагаются картотеки. Малому музею школы такие средства не по силам.

Постараемся определить тот минимум, который вытекает из нашей практики и позволяет решить задачу музея истории школы по написанию этой своей истории.  Создадим свой классификатор из подручных средств.

Допустим, что у нас уже имеется набор предварительных фактов. После того, как мы с ним поработали в процессе поиска документов, его уже можно считать хронологическим перечнем фактов истории школы или коротко перечнем фактов. Он будет фундаментом нашей работы.

Перечень фактов показывает естественное деление темы и материалов фонда и информации по видам школ, если таковы есть. На схеме даны четыре школы: женская, мужская, испанская и объединенная.

Дальнейшее деление строим на базе хронологии. Это естественно в истории школы. Берутся события, когда у школы потенциально меняются этапы. Например в женской ветке проходят этапы: пансион, классическая гимназия, просто женская гимназия … смена хозяйки частной гимназии не была этапом. Этапом стало закрытие гимназии после революции, когда было введено совместное обучение, 7 классов вместо 8-ми и совершенно новая подготовительная система. Далее этап введения 10-летки в 1935 году. Дальше этапы: эвакуация, раздельное образование, совместное образование, слияние школ.

Зачем я это перечислил? Как пример деления. Зачем это деление? Именно эти этапы станут почти независимыми предметами исторического описания. Именно такое деление позволяет вести блочное описание истории и подбор материалов. Описание «блоков» может проходить не в хронологической последовательности, не с одинаковой полнотой (если материал не полностью собран).

Помимо хронологического последовательного описания событий в тексте неминуемо появятся вставки. Они готовятся с помощью иных вспомогательных средств, которые в каком-то виде уже имеются в любой школе.

Списки выпускников школы по годам дают возможность подобрать тех выпускников, которые достойны упоминания. Разумеется, этот выбор возможен только после опроса очевидцев или из имеющихся воспоминаний. Сами по себе списки в истории школы не приводятся, если это, конечно не список погибших во время войны.

Списки педагогов могут в виде исключения попасть в текст истории, но лучше делать выборку с комментариями.

Личные дела наиболее выдающихся педагогов являются источниками кратких справок, но лучше, если о педагогах расскажут выпускники.

Собрание статей в т.ч. картотеки о школе или статей, книг, написанных выпускниками или педагогами школы. Упоминание об этих публикациях в истории поднимает престиж школы.

Набор фотографий, идентифицированных, т.е. снабженных подписями с разъяснением сюжета и персонажей снимка.

Каталоги являются одним из признаков музейного фонда, но выбор их видов целиком лежит на составителе истории школы. Мы не будем давать пояснений.

Заметим только, что многоаспектные каталоги на базе персональных компьютеров давно вошли в практику, а бумажные каталожные карточки, даже с краевой перфорацией или же суперпозиционные, давно отслужили свой век, хотя они еще называются гордо системой научных каталогов.


Введение
«Набор предварительных фактов».
«Поиск документов»
«Создание вспомогательных информационно-поисковых средств»
«Составление полного набора текстов истории школы»
«Некоторые самоограничения, которые необходимы составителю истории школы».

[ К  началу раздела ]

Хостинг от uCoz